Замахнулись на святое
Жители центра города, спешащие сентябрьским утром на работу, не могли поверить своим глазам. Величественные красно-белые стены храма Иконы Божией Матери на ул. Нестерова оказались покрыты… свастикой!
Как выяснилось позже, сначала двое неизвестных исписали фасады банка, расположенного неподалёку, а затем принялись за святое.
Нацистские символы быстро закрасили. После инцидента прошло уже больше месяца, однако местные жители до сих пор обсуждают случившееся.
- Это просто кощунство, - говорит пенсионерка Валентина Григорьевна. - Что, больше рисовать негде было? Да ещё и свастики выбрали. Хотя это, наверно, уже по глупости. Не верю, что это нацисты… Эх, люди не ведают, что творят. Воспитание у них нулевое.
Полицейским удалось быстро задержать виновников. Это были два несовершеннолетних подростка. От стражей порядка они дерзнули отбиваться битами!
Следствие выяснило: у ребят богатый послужной список - нацистские символы на доме детского творчества, двух образовательных учреждениях и двух зданиях НИИ. Молодые да ранние: им нет ещё и 18…
Портят всё
Вандализм существовал во все времена, но сегодня он особенно разгулялся. Чего только не бывает - от маленьких пакостей - расклеивания объявлений на только-только отремонтированных фасадах до серьёзных нарушений - порчи памятников архитектуры и истории.
Особенно «любят» наши вандалы новые объекты. Светильники свинчивают (яркий пример - подземный переход на пл. Лядова, где лампы не продержались и одной ночи). Новые остановочные павильоны расстреливают из пневматики, пластиковые урны поджигают. В этом году отремонтировали лестницу за театром драмы - буквально через неделю её разрисовали иероглифами.
Вместо того чтобы направлять деньги на благоустройство новых территорий, власти вынуждены снова и снова ремонтировать светильники, красить фасады, устанавливать новые урны и лавочки взамен испорченных.
- Администрация города несёт огромные затраты по восстановлению объектов после «работы» вандалов. В течение года мы тратим на это по нескольку миллионов рублей. Этих денег хватило бы на то, чтобы разбить в городе новый сквер, - говорит Виталий КОВАЛЁВ, начальник городского управления по благоустройству. - Материальные потери несут и физические лица, и юридические - ведь собственники у имущества, которое портят вандалы, разные. А есть ещё и моральный ущерб. Идёшь по улице, где все стены разрисованы, - кому это поднимет настроение?
Нижний как полотно
Впрочем, бывает и обратное. С одной стороны, вандалы чётко указывают власти направления работы - какие фасады давно пора ремонтировать, какие дома сносить. В центре города виды портят не только рисунки, но и раздражающая реклама, выцветшие лохмотья растяжек. В Нижнем Новгороде до сих пор нет документов, чётко регламентирующих размещение рекламных материалов на жилых домах.
С другой стороны, город знает примеры взаимовыгодного сотрудничества с уличными художниками. Например, в конце августа в Сормовском районе совершенно легально расписали граффити 12-метровый фасад жилого дома. До этого художники поработали над зданиями в Нижегородском, Канавинском и Приокском районах города...
- Если есть желание что-то украсить, вы вряд ли встретите непонимание со стороны собственников, - уверен В. Ковалёв. - На улице Бетанкура был заброшенный теплопункт. Его отремонтировали и пригласили художников. Так на стенах изобразили легендарный полёт Валерия Чкалова.
По метромосту приятно ехать - ограждения покрыты красивыми граффити. Всем нравится.
Увы, в большинстве своём улицы украшают иероглифы - значки молодёжных группировок - и сквернословия. «Ломать - не строить», - гласит народная мудрость. И наши хулиганы полностью подтверждают поговорку на практике.
Автором термина «вандализм» считают аббата Грегуара, члена конвенции Генеральных Штатов. В 1794 году он использовал его в официальном докладе. На самом деле слово «вандализм» употребляют для обозначения дикого, бессмысленного разрушения с 455 г. н.э. Тогда восточно-германское племя вандалов под предводительством короля Гейзериха захватило Рим и в течение 14 дней беспощадно грабило город, безжалостно уничтожая произведения искусства и архитектуры античного периода.
Вандализм как явление характерно не только для России. Природу вандализма неоднократно исследовали. Оказалось, что вандалами движут различные мотивы. Среди них: идеологические убеждения, корысть, месть, игра, любопытство, эпатаж да и просто желание получить таким образом удовлетворение…
Вандалами бывают и взрослые, и дети. В отдельные категории выделяют спортивный (буйства фанатов) и студенческий вандализм: надписи на партах - тоже порча имущества. Есть даже государственно-чиновничий вандализм. Он проявляется в самовольной вырубке многолетних деревьев и строительстве на их месте личного жилья, в умышленном загрязнении водоёмов сточными водами, воздуха - различными выбросами и так далее.
- 14 лет - это кризисный возраст, когда ребёнок начинает протестовать против родителей, учёбы, общества. Подростки хлопают дверьми, пытаются что-то сломать - так проявляется агрессия против несправедливости, попытка привлечь к себе внимание, выразить себя. Например, не уделяет отец сыну времени - тот вступает в группировки более старших детей, тянется к сильным.
Ребята помладше, у которых ещё не сформировано сознание, часто воспринимают вандализм как игру. Подростки постарше так выплёскивают накопленное раздражение.
После 25 лет вандализм полностью пропадает, потому что появляется чёткое понимание кто я такой, и такая форма протеста оказывается ненужной.
Сегодня число вандалов уменьшается. В городе постоянно что-то происходит - то ресторанные дни, то ночь музеев, то открытые концерты... Люди - и взрослые, и дети - начинают любить свой город. Когда горожанам хорошо, желания что-то портить не возникает точно. Вот почему очень важно прививать детям любовь к малой родине и к своей стране в целом.
- Все происшествия, связанные с вандализмом, находятся на особом контроле правоохранительных органов. Ловить вандалов удаётся благодаря сообщениям местных жителей, работников организаций, записей камер видеонаблюдения. Большинство хулиганов несовершеннолетние, так что бремя ответственности ложится на их родителей. При этом наказания недостаточно жёсткие. Они не идут ни в какое сравнение с суммой причинённого ущерба.
Например, полицейские поймали ребят, которые разрисовывали буквами, иероглифами и цветами вестибюли станции метро «Горьковская». Составили административные протоколы, штрафы составили до 500 руб. На беседах нарушители рассказали, что это у них игра такая, соревнование: какая группа быстрее разрисует городские объекты, кто нарисует больше.
В прошлом году мы задержали виновных в разрушении остановочных павильонов. Возбудили уголовное дело, суд назначил штраф в размере 2000 руб. Надо, чтобы наказания были серьёзнее и лучше - в виде обязательных работ. Нарисовал что-то на стене? Бери валик и краску и иди красить все заборы поблизости, счищай скребком чужие надписи. Полгода такой работы - и желание портить городское имущество пройдёт навсегда.
- В Уголовном кодексе РФ есть несколько статей, отвечающих «народным» представлениям о вандализме, - рассказывает. - Во-первых, есть классическая статья 214 «Вандализм». Ответственность по ней наступает с 14 лет. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры содержит состав преступления, предусмотренный в ст. 243 УК РФ. Надругательства над телами умерших и местами захоронения - это ст. 244 УК РФ. По этим двум составам преступлений уголовная ответственность наступает только с 16 лет.
Очень близко к понятию вандализма хулиганство. Ответственность по одноимённой статье 213 УК РФ также наступает с 16 лет и только в исключительных случаях - с 14.
Все статьи предусматривают различные способы наказания: штрафы, исправительные, обязательные, принудительные работы, аресты и даже лишение свободы. Например, за стрельбу по фонарям хулиганы могут получить до 7 лет тюрьмы.
- Полицейские «загребают» с улиц всех без разбору - и вандалов, и художников. А надо бы просто подойти и разобраться.
Город - это полотно для творчества. Объектом может быть всё что угодно. Я всегда ответственно подхожу к делу: никогда не трогаю памятники - они сами по себе очень красивые. Конечно, не приветствую порчу городского имущества, хотя даже мои рисунки подпадают под статьи Уголовного кодекса.
Согласовать свою работу с собственниками объектов - необыкновенная головная боль. В этом плане Нижний Новгород очень отстаёт даже от областных городков. Например, мы организовывали фестиваль в Выксе - художникам там давали полную свободу. Как следствие - в городе появилось много примеров отличного Street art. А в Нижнем - максимум «госзаказ» или картинки с эмблемами рекламодателей. Людей надо воспитывать, давая творческую свободу.
Все говорят про детей, которые что-то там рисуют на улице баллончиками. Мне кажется, что настоящий вандализм - это уничтожение в городе старинных домов. Эта проблема гораздо важнее и серьёзнее.
Смотрите также: