Как получить признание у детей, родителей и коллег, nn.aif.ru рассказала лучший классный руководитель Нижнего Новгорода-2024, учитель английского языка лицея №8 им. академика Е.К. Федорова Оксана Лисиченко.
Уважение к детству
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Оксана Владимировна, насколько я знаю, выбрать профессию учителя вас однажды сподвигла именно ваша классная руководительница.
Оксана Лисиченко: – Действительно, в подростковом возрасте я очень хотела быть похожей на свою классную руководительницу, поэтому раздумий особых не было – только педагогический вуз. После выпуска стала работать учителем русского языка и литературы в одной из гимназий Нижнего. А потом был почти 15-летний декрет с тремя детьми. Правда, за это время я успела получить второе высшее образование в лингвистическом университете. На работу в школу вышла пять лет назад – сперва социальным педагогом, потом учителем английского языка и классным руководителем одного из пятых классов.
Вы знаете, именно моя бывшая классная руководительница помогла мне не только выбрать, но и вернуться в профессию. Мы до сих пор на связи. Помню, позвонила и говорю: «Светлана Николаевна, я боюсь возвращаться в школу, наверное, всё забыла». В ответ услышала: «Не бойся, всё получится! По-другому просто быть не может». И я решилась.
В любом возрасте профессия учителя – тяжёлый труд. Нужно находить общий язык с разными людьми: с детьми, их родителями, коллегами, со своими близкими. Я намеренно не выходила на работу в школу, а другой для себя не представляла, поскольку знала: отдавать всю себя другим детям, пока мои ещё остро нуждаются в маме, я не смогу.
Плюс на плечи учителя ложится большой объём работы, ответственность. При этом, что греха таить, зарплаты у педагогов не самые большие. Все эти трудности порой становятся непреодолимыми для молодых специалистов, и они уходят из профессии. Педагог, на мой взгляд, это всё же призвание. Школа лишних из профессии выбраковывает. А помогает в ней остаться любовь к ученикам и уважение к детству.
– Классное руководство – тоже серьёзная нагрузка для учителя? В чём особенность этой работы в наши дни?
– Во-первых, мы находимся на связи с родителями буквально круглосуточно: чаты, социальные сети, электронные дневники, телефоны. И связь эта другая. Если, например, в советской школе решения классного руководителя не обсуждались, а брались родителями на вооружение в воспитании ребёнка дома, сегодня ты должен всё мамам и папам аргументировать. Это сложно. У меня в классе 29 учеников, и у всех очень разные родители.
Компромисс искать надо. В нашем лицее воспитывают ребёнка, а не оказывают образовательные услуги. Это традиция. Но ребёнок очень много несёт из семьи. И если там одни жизненные ценности, а мы говорим о других, дети дезориентируются. На мой взгляд, школа и семья обязательно должны быть вместе.
Выступай сколько хочешь
– А как учитель может узнать хотя бы общую ситуацию в семье?
– От родителей и от самих детей, конечно. Вы знаете, современным детям катастрофически не хватает простого человеческого общения. Я всегда пораньше прихожу в школу, и мы с ребятами перед уроками разговариваем. Речь чаще всего идёт о взаимоотношениях со сверстниками. Я стараюсь во время этих бесед быть откровенной, не выбирать назидательный тон. Здесь, скорее, помогает юмор. Иногда и поплакать надо дать ребёнку. Главное, принять и понять его чувства.
Конечно, есть ситуации, когда взрослый человек обязательно должен действовать. Речь о травле или буллинге в школе. Говорить жертве, что он сам виноват, терпи, категорически нельзя. У меня в классе ситуаций буллинга не было. Возможно, мне удавалось травлю сразу пресечь. Я объясняла, что это категорически недопустимо.
Часто за стремлением оскорбить стоит банальное желание выделиться из коллектива. Здесь тоже приходится объяснять: лидер – не тот, кто дерётся и обзывается, а тот, кто хорошо учится, кто достигает чего-то в своих увлечениях. Мои ребята – это класс именно таких лидеров. Я поражаюсь многогранности их талантов. Например, у меня есть ученик – чемпион России среди юниоров по волейболу и великолепный аккордеонист.
Чтобы каждый мог проявить себя, мы стали заниматься внеклассной театральной деятельностью: ставим спектакли на английском языке, проводим арт-экскурсии по Нижнему Новгороду для пенсионеров, многодетных семей и семей с приёмными детьми.
Кстати, я не согласна, что у современной молодёжи «клиповое мышление». Они могут долго и увлечённо трудиться, внимательно слушать, если не отвлекаются на гаджеты. Когда телефон в руках, переключиться сложно.
– Говорят, что современные дети эгоцентричные и инфантильные…
– У ребят шире, чем у нас, взгляды, они умеют отстаивать своё мнение, умеют мечтать – для них как будто нет границ возможного. Хочешь? Достигнешь!
Да, многие эгоцентричны. Это идёт из семьи. И современных родителей сложно осуждать за стремление дать ребёнку всё самое лучшее. Мы были более коллективными людьми. Ребята понимают, что нужно думать о других, но это не всегда удаётся. В процессе формирования гармоничной личности ребёнка опять же велика роль взрослых, в том числе и учителей, которые рядом.
Без провокационного контента
– Вы ведёте социальные сети? Это – важнейший канал коммуникации с современными детьми. Каким в них должен быть образ педагога?
– Я в этом вопросе классический учитель. Педагог – человек публичный, но контент в его социальных сетях должен поддерживать ценности, которые он в школе доносит до детей. Иначе его не будут уважать. Во что сама верю, тому и учу: люблю свою семью, Родину, профессию, природу, животных. Вот контент об этом и выкладываю.
Я могу быть наставником для ребят, но между нами всегда должна быть чёткая грань, которую переходить нельзя: педагог – взрослый, ученики – дети. И в жизни, и в социальных сетях.
– Есть мнение, что педагогика – это одна из профессий, где люди выгорают особенно часто. Вы как справляетесь с профессиональным выгоранием? Нет желания, например, бросить классное руководство?
– Я, бывает, устаю. Это не выгорание. Простая эмоциональная и физическая человеческая усталость. Но вот с утра прихожу в школу, вижу своих ребят – все здоровы, улыбаются мне. И понимаю: я на своём месте. Силы откуда-то берутся сами собой.
Мои семиклассники очень болели за меня на конкурсе. Подвести их не могла. Я же учу их быть во всём лучшими, первыми, значит, и сама должна быть такой.