Нижегородцы мало знают о толерантности

   
   

Искажённая реальность

16 ноября мир отмечал Международный день толерантности, а Россия - чуть раньше, 4 ноября, собственный толерантный праздник, День народного единства. В широком смысле толерантность - доброжелательное отношение ко всем, кто на тебя не похож, - к иностранцам, представителям другой веры или социальной группы, к инвалидам. Как выяснилось, у нижегородцев понимание этого термина несколько иное.

- В 1995 году состоялась первая конференция ЮНЕСКО, посвящённая вопросам толерантности, - объясняет Наталья Гужова, заведующая кафедрой преподавания русского языка как иностранного Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). - Её участники определили толерантность как уважение к людям, которые чем-то отличаются от нас. Проведя опрос среди своих студентов, я была очень удивлена. Больше половины приравнивают толерантность к терпимости. И только 2% говорят об уважительном отношении к другим. Вероятно, это связано с тем, что толерантность для нас - слово новое, не совсем своё.

Быть может, дело в том, что для нас вопросы взаимоотношения к представителям другой нации, вероисповедания до недавнего времени не стояли так остро, как в Европе. Европе даже слово специальное потребовалось. Ведь в России почти век уже существует дружба народов, более человечный и политически точный термин. Но ситуация меняется.

- В рамках Недели толерантности я посещал нижегородские школы и рассказывал о своём народе, своей религии, - говорит Ренат Ислямов, проректор по научной работе Нижегородского Исламского института. - Так вот, в понимании детей ислам крепко связан с терроризмом, экстремизмом. А татары - с татаро-монгольским игом, которое столетия назад поработило Русь. Представляете, насколько искажено представление детей о «других»!

Фильтр на негатив

Сегодня практически любого, кто показывает неприязнь к представителю другой национальности, готовы сразу называть на букву «э». В обществе есть боязнь и ожидание этой проблемы, но реальных предпосылок для конфликта нет. Сергей Горин, глава департамента культуры администрации Нижнего Новгорода, считает, что большую роль в этом сыграли и СМИ, которые из бытовых конфликтов раздувают настоящую международную войну, и само государство, которое не надевает «фильтр» на негатив, в том числе с национальным оттенком.

- Все слышали о событиях на Манежной. А кто читал о скрипаче Гайке Казазяне, армянине, который недавно стал лауреатом премии «Новые имена»? - спрашивает С.Горин. - Нужно искать больше позитива в отношениях с другими нациями, получать от общения с ними удовольствие. Я всю жизнь жил бок о бок с татарами: в моём детстве, прошедшем в рязанской деревне, они были нашими соседями. И мальчишкой я знал: татарин - он свой, а вот городским «понаехавшим» надо устроить тёмную…

   
   

Чиновник рассказывает курьёзный случай. Однажды он участвовал в празднике Сабантуй. Как всегда, был в тюбетейке. Стоя в очереди, он услышал, что к нему обращаются по-татарски. Объяснив, что не знает этого языка, С. Горин навлёк на себя негодование собеседника, принявшего его за своего: как татарин может не знать родного языка?..

- Наденьте на меня тюбетейку - и я стану похож на татарина, - говорит чиновник. - Моего дядю, русского, жившего в Баку, хоронило больше азербайджанцев, чем русских. Причём же здесь национальный вопрос?

«Нам нечего делить»

- Мы истории своей не помним, а молодёжь - не знает, - считает Эдуард Чапрак, лидер Нижегородской еврейской общины. - Хотя судьба России с древних времён переплетена с судьбами других народов, воевавших за её целостность и независимость, сделавших немало для развития культуры и цивилизации русского народа. В следующем году мы отмечаем великую дату - 400 лет воззванию Кузьмы Минина к нижегородцам. А ведь воззванию предшествовало другое важное событие.

Накануне выдвижения ополченцев татарин Мурза Баюш Разгильдиев, возглавивший отряд из русских, мордвы, черемисов, дал бой 60-тысячному войску крымских татар, своих единоверцев, на реке Пьяне под Ардатовом. И освободил путь народному ополчению в Москву.

- Я живу в России с пяти лет и могу сказать: то, как тебя воспримут окружающие, зависит в первую очередь от того, как ты себя ведёшь, - говорит Расим Кулиев, представитель азербайджанской общины в Нижнем Новгороде. - Будешь приветливым и вежливым - станешь другом. Все люди, независимо от национальности, имеют разный уровень образования и культуры. Чтобы сформировать своё отношение к человеку, нации, нужно в первую очередь много о них знать. А у России и Азербайджана много общего, и это общее создавалось веками. Нам нечего делить. И незачем эту дружбу рушить.

Мне часто приходится общаться со студентами, и я могу с уверенностью сказать, что у нынешней молодёжи, слышавшей рассказы родителей, бабушек-дедушек о том, какими были взаимоотношения с другими национальностями в советские времена, тоже есть это стремление - жить всем вместе, взаимодействовать, дружить, общаться.

Личное мнение

Ольга Кравчук, начальник отдела информации и общественных связей Главного правления МВД РФ по Нижегородской области:

- По данным мониторинга СМИ и Интернета в Нижегородской области, материалы, содержащие призывы к национальной, религиозной розни, единичны. Проблемы национальной розни у нас нет. Преступления, которые совершаются в отношении или с участием иностранных граждан или лиц без гражданства, носят подчёркнуто имущественных характер.

Захид Каленга Ксам Ройнаси, студент (Намибия):

- Мне нравится Россия, нравится снег, нравятся русские. Мне интересно с ними общаться и хочется с ними дружить. В этой стране я гость, но хочу стать своим. А для этого нужно жить и вести себя по тем правилам, которые в этой стране приняты. Незачем конфликтовать.

Набиль Раххуи, студент (Марокко):

- Я учусь в России 5-й год и могу сказать, что все проблемы, которые у меня возникали с русскими ребятами, носили чисто бытовой характер и отчасти были потому, что я их не совсем хорошо понимал. Мой друг говорит: «Нет страны плохой или хорошей, есть плохие или хорошие люди». Я с ним полностью согласен.

 

 

Смотрите также: