Юлия Ануфриева: «Битое стекло в пуантах - шаблон»

   
   

Солистка Нижегородского театра оперы и балета Юлия Ануфриева не отрицает: балет - адский труд, ежедневный и порой монотонный. Но именно через ежедневную тяжёлую работу и физические муки рождается чудо театра.

Дебют Маргариты

Если на драматическое отделение театрального училища поступают осознанно, то балет чаще всего выбирают по наставлению взрослых. И Юлю в балет привели родители.

- В 6 лет какие могут быть таланты в ребёнке? - вспоминает наша героиня. - Только способности, которые нужно увидеть - и развивать. В 1991 году мы пришли записываться в гимназию искусств при главе Республики Коми (тогда моя семья жила в Сыктывкаре). Я хотела стать художником. Но преподаватели посмотрели на моих родителей - папа высокий, худой, мама стройная, миниатюрная. И предложили выбрать хореографию.

Мои родители никакого отношения к искусству не имеют - занимаются наукой. Биологи по профессии. Но от предложения не отказались.

Только много лет спустя к человеку, выбравшему балет, приходит осознание уникальности и ценности профессии. А тогда, в 2000-м, когда семья Ануфриевых переехала в Нижний и Юля поступила в театральное училище, девушка даже подумывала оставить хореографию:

- В 15 лет хочется красить губы, гулять с друзьями, а в хореографическом на это никогда не бывает времени. Ты занята с утра и до вечера. Возможно, помогло то, что я попала на курс Ольги Резепиной (жены нижегородского балетмейстера Виталия Бутримовича. - Авт.). Очень требовательный педагог, она отбирала ярких ребят, растила солистов, уделяла им особое внимание, отрабатывала технику, занималась с каждым.

   
   

Наверное, решающим стал и дебют в ведущей партии в 17 лет - в роли Маргариты в балете Шарля Гуно «Мефистофель». Её партнёром стал заслуженный артист РФ Сергей Куракин. Это танцовщик от Бога и педагог от Бога, эмоциональный, внимательный, чуткий.

Травмы и боль

А дальше всё закружилось. Премьеры, репетиции, спектакли, гастроли. Китай, Корея, Италия, Испания, Марокко… Счастье танцевать перед разной публикой в разных странах мира, выходить на сцену с разными партнёрами, пробовать что-то новое, искать…

- Нормальные люди живут от понедельника до пятницы, ждут не дождутся выходных. А мы живём от спектакля к спектаклю, - говорит девушка. - Каждая премьера - это всплеск.

Жизнь летит стремительно, насыщенная выступлениями и гастролями, яркими эмоциями и букетами цветов. И конечно, публика не видит, сколько приходится работать этим хрупким девушкам, порхающим по сцене.

Бывает, что просто не хочется утром идти на репетицию - каждый день одно и то же…

Первую серьёзную травму Юлия получила 3 года назад - в 23. Разрыв связок. А ещё через год - микроразрыв сухожильных волокон. Лежала в гипсе. И с тех пор постоянно что-то воспаляется.

- Наша профессия, как и спорт, связана с травмами. Но идя в балет, об этом не думаешь, - говорит наша героиня.

Развенчать близнеца

И всё же, несмотря ни на какие муки, она снова и снова погружается в каждую роль, рождая и выплёскивая на сцене магию балета, где сливается красноречивое молчание, чувственные движения, пропитывающая тебя музыка. Балет завораживает, балерины кажутся неземными и такими одухотворёнными.

- В этом и сила искусства под названием «балет» - найти грань между отточенной, отработанной техникой и воплощённым образом, - говорит балерина. - Сейчас моё тело в прекрасной форме, и мне очень нравится работать над ролью, раскрыть разные грани образа.

В этом плане потрясающим спектаклем остаётся «Лебединое озеро». Он позволяет показать полярные образы, заглянуть в глубь души, чтобы найти там совершенно разные черты,  произвести на свет своего близнеца и развенчать его, победить в конце спектакля.

- Безусловно, роль Одетты-Одиллии сложная, нужно сыграть сразу два начала - чёрного и белого лебедя, - рассуждает актриса. - Белый - чистота, плавность линий, нежность. Чёрный - страсть. Мне проще сыграть чёрного лебедя…

Много жизней

Каждый день она выходит на сцену, чтобы играть любовь и ненависть, боль и страдание. Она создаёт яркие образы с яркими партнёрами. Молодая, красивая, талантливая, импульсивная, её героини поражают нежностью и страстью. Партнёр дерзкий, манящий, сильный, она чувствительная, обволакивающая. Борьба и перемирие, и снова соревнование, и снова яркий всплеск чувств.

- С близким человеком в паре работать сложно. Это каторга! - улыбается Юля. - Тем более мы играем любовь, а не проживаем её на сцене. С партнёром должны быть дружеские отношения, симпатия. Но ни в коем случае не холод или безразличие. Тогда дуэта не получится.

Нормальные рабочие отношения сложились и внутри труппы. По словам Юлии, в нижегородском оперном театре нет дрязг на уровне битого стекла в пуантах:

- Этот шаблон никак не изжить из массового сознания. Ну какое битое стекло? Мы же работаем вместе, подменяем друг друга, поддерживаем. Жаль, фильмы, подобные голливудскому «Чёрному лебедю», и рождают подобные клише. Непонятно, зачем такие параллели между балетом и постельной темой? Рождение образа похоже больше на шизофрению. Профессионалов фильм возмутил. Но у создателей, видимо, были свои цели.

…Юлия на сцене почти 10 лет. Ей предлагают только сольные партии, её карьера в расцвете, организм на пике душевных и физических сил. Но мыслей о будущем не избежать. Они вызывают страх и пустоту.

- Наверное, буду готовить себя к другой жизни, - констатирует балерина. - Родители говорят: «Вы счастливые люди, можете прожить несколько жизней». Я не хочу расплескать в себе профессию. Удержать то, что наработала, опыт, который приобрела. Возможно, в будущем открою свою школу или выберу другую специальность. Я не знаю! Может, пора заняться семьёй…

Смотрите также: