Дмитрий Сватковский: «Нужно возродить в Нижнем Всемирную выставку-ярмарку»

- Дмитрий Валерьевич, как известно, Вы - олимпийский чемпион по пятиборью, а это вид спорта, который включает в себя очень разные дисциплины. И за время работы в правительстве под вашим началом были также разные направления. Что это - внутренняя потребность, поиски себя?

   
   

- Мне импонируют любые вызовы, которые возникают в моей жизни, так как мне очень интересно достигать целей и результатов. Многие меня знали как олимпийского чемпиона, и поэтому существовало предубеждение, что работу в правительстве я «не потяну». Но я также изучал юриспруденцию, изучал финансы в Академии Госслужбы, работал в международных проектах. Всю жизнь пытался разрушить стереотип о спортсменах и доказать, что целеустремлённый человек может добиться любых результатов, если поставит себе цель. Для меня здесь никогда не стелили «красной ковровой дорожки», я прошел много ступеней: работал в качестве министра, когда мы начинали строить первые новые заводы в регионе. Сейчас этих заводов десятки!

Я помню, как в 2012 году приняли решение, что Нижний Новгород будет принимать Чемпионат. Мы с коллегами писали программу, по которой сейчас строятся объекты. И тогда мало кто не верил, что будет строиться стадион. Про аэропорт вообще молчу – все считали, что новый терминал «останется на бумаге». А он, кстати, стал одним из первых моих проектов, которым я занимался, когда стал заместителем губернатора по инвестиционной политике. Конечно, красивый современный аэропорт был необходим, потому что к нам приезжали инвесторы, и удивлялись: это что, ваш аэропорт? Поначалу, как в анекдоте, вообще не было желающих заниматься этим строительством, а потом вдруг их стало множество, появились реально мощные инвесторы. И сейчас наша задача – достойно завершить эти амбициозные проекты.

Фото: Правительство Нижегородской области

Когда губернатор предложил мне возглавить социальный блок в правительстве (а это произошло после выборов президента, и уже вышли майские указы), коллеги решили, что со мной можно попрощаться, говорили: «Ваша карьера потихонечку заканчивается, может, для вас готовят другую ипостась, может, в депутаты пойдете», а я отвечал: не знаю, сейчас много работы, мне сказали, что нужно исполнять майские указы, наладить работу, отчётность, найти кадровые ресурсы, обучить людей, запустить все процессы, чтобы все специалисты на местах стали нашими единомышленниками. Нужно было наладить систему, и, я считаю, мы с этим справились. И мне приятно, что сегодня Нижегородская область, по словам Ольги Голодец (министр социальной политики РФ – прим. Ред.), хорошо выглядит: к нам нет замечаний, мы не передовики, но мы твердые «хорошисты». По многим вопросам, которые касаются управления в социальной сфере. У нас есть программы, которые дают мощный результат, что в итоге меняет отношение людей к власти. Это, прежде всего, программа ликвидации очередности в детские сады. Следующая программа, которая перевернет сознание многих родителей - это строительство новых школ. В нашей программе насчитывается около 90 новых школ по области и в Нижнем Новгороде. До 2025-го года мы должны кардинально изменить инфраструктуру образования!

- Накануне Олимпиады у Вас была травма и, говорят, настолько серьёзная, что Вы даже в самолете летели лежа на соревнования. И все-таки Вы преодолели эту боль и взяли медаль. На что вы опирались в эти дни, что дало Вам силы? Что вы про себя проговаривали?

- Я твердил себе, что не должен сдаваться никогда. Я понимал, что это последний мой старт, и я должен сделать все для того, чтобы победить на этом турнире. Это должна была быть благодарность моему тренеру, который остался со мной в самый тяжелый момент и сидел возле моей больничной койки. Я знал что, выступать будет больно. У меня была не одна травма, а целых восемь на тот момент, не буду их все перечислять. Я действительно лежал в проходе самолета, потому что был длительный перелёт в Австралию, и я не мог сидеть в кресле эконом-класса. Хорошо помню этот момент: лежал и говорил всем: не волнуйтесь, у меня все хорошо, просто нужно полежать 10-15 минут! Не мог больше часа находиться в сидячем положении, у меня был сдвиг поясничного позвонка на 11 миллиметров. Было защемление нерва, я не мог даже сползти с кровати без обезболивающих.

Фото: Правительство Нижегородской области

- А в политике вам приходилось так же преодолевать себя, собирать всю волю в кулак? Может быть, чтобы принять какое-то решение, сказать кому-то «нет»?

   
   

- Да, приходилось. Я считаю всегда нужно быть честным и порядочным с людьми. Если ты можешь решить вопрос, то ты должен его решить. Если не можешь, должен объяснить, почему не можешь, или подсказать, кто может решить, или объяснить, какие права есть у человека. Я по этим критериям выстраиваю свое общение. В общественной приемной я каждый месяц встречаюсь с гражданами. Как правило, встречи длятся 6-9 часов, потому что бывают очень сложные ситуации, наболевшие. Люди беспокоятся о своих близких, попавших в тяжелую ситуацию, я в этом случае даю юридический алгоритм - как и что нужно сделать. Я считаю, что любой человек должен уходить после общения с представителем власти с пониманием, что ему нужно делать. Думаю, это должно быть кредо для любого руководителя, для меня примером в этом плане является губернатор. Я видел, как он общается с людьми, и понял, как нужно подходить к решению вопросов. Должна быть реальная реакция власти на проблему. Вообще эффективная власть - не та, у которой нет проблем, а та, которая оперативно и профессионально их решает.

- Дмитрий Валерьевич, в Вашем социальном блоке вопросов есть те, к которым «душа лежит»? Могла бы предположить, что спорт…

- Нет, вы ошибаетесь. Это здравоохранение! После спортивной травмы меня очень поддержали мама и тренер, но я вам честно скажу: если бы не врач Балакирев Алексей Александрович, не стоять бы мне и не сидеть бы мне сейчас здесь перед вами. Мало того, что он талантливый хирург - это один из тех людей, который мне дал шанс реализоваться. Потому что, поверьте, от меня многие отвернулись. Про спортивных чиновников не буду говорить. Бог им судья, у них другие задачи - им результат нужен. Есть спортсмен – хорошо, нет спортсмена - найдём другого и будем из него делать чемпиона, слава богу, земля богата талантами. А вот врач брал табуреточку, подсаживался ко мне и говорил: «Пока я буду здесь - ходи». А я после операции не умел ходить, нужно было заново учиться. Поверьте, это чудовищное испытание: умом понимаешь, как надо ставить ногу, а она не слушается. Надо правильно, миллиметр за миллиметром, час за часом, пытаться двигаться. Алексей Александрович сидел на табуретке с газеткой «Советский спорт», читал, пока я потихоньку ходил. Часами учил меня, как ставить стопу. Он мог этого не делать ничего, его ничто не обязывало! Он мне не брат, не сват, не родственник. А скольких людей Алексей Александрович вернул к жизни, без фанфар и без пафоса. Многие из них - спортсмены. А что такое для спортсмена здоровье? Спортсменов оно кормит, кормит их семьи. Сколько среди них со сломанными судьбами после травм. А в больнице у Балкирева я видел, как люди возвращаются не просто к жизни – к спорту! Девчонок-балерин с такими страшными травмами и переломами, что не верилось, что они будут танцевать. А они потом на сцене Большого театра такие фуэте крутили! Вот поэтому я уважаю врачей, восхищаюсь тем, что они делают. Буквально недавно присутствовал на операции по шунтированию – хирург-профессор шесть часов ставил шунты. Представляете: шесть часов, на открытом сердце, под микроскопом! Я восхищен этим трудом! А это каждый день несколько сложных операций - титанический труд.

Фото: Правительство Нижегородской области

- Какие три приоритета Вы могли бы назвать, говоря о развитии области?

- Три слагаемых, которые вывел не я, а Ли Куан Ю, известный сингапурский инноватор: счастлива та страна, в которой будут инвестиции, образование и медицина. Мне посчастливилось встретиться с ним лично уже в конце его жизни. Он смог за 25 лет поднять Сингапур, сделать из сельскохозяйственной провинции по выращиванию риса крупнейшую цивилизованную державу с серьезным финансовым рынком в Азии. Снимаю шляпу перед ним.

- А если Вам сейчас предложат перейти на другую работу, в другой город, например, в тот же Сингапур, за миллион долларов в месяц – пойдете?

- Нет, никуда не уеду, пока не доведу до завершения все проекты здесь. Ведь Чемпионат мира по футболу, например, - это же не только строительство стадиона, это и гостиницы, и организация сферы услуг. Я надеюсь, после Чемпионата в глазах мирового сообщества город будет выглядеть совершенно по-другому. Ведь отсюда будет вестись трансляция. А у нас проведут шесть матчей, нас весь мир будет знать! Согласитесь: еще в 2013-м году никто в мире мало кто знал, что такое Сочи, а сейчас все знают! И еще большую ответственность накладывает празднование 800-летия Нижнего Новгорода. У меня есть несколько мощных проектов, которые хотелось бы реализовать. Один из них - это возвращение в Нижний Новгород исторической Всемирной выставки-ярмарки. Пока не реализую эти идеи, уходить никуда не собираюсь.

- В связи с кризисом не поменяется программа возведения объектов к Чемпионату мира?

- Никаких изменений не будет. Программа была принята в 2013-м году, у нас трехлетний бюджет, и ни одна копейка не срезана за это время. Нет оснований для волнений. И программу подготовки к Чемпионату мира, и социальные программы резать не будем. Да, приходится от некоторых проектов отказываться, Не скрою, нам всем очень хочется построить новый Ледовый Дворец спорта, но пока мы не готовы. Нам хочется построить все ФОКи сразу, в этом году в Нижнем Новгороде. Но мы всё-таки будем работать постепенно, расставим приоритеты к Чемпионату мира при формировании бюджета. Я даже могу сказать, что будет увеличение финансирования обязательного медицинского страхования и вообще по госгарантиям здравоохранения на семь-восемь процентов на следующий год.

- Сколько Вам нужно часов в сутках, чтобы успевать все: работать, общаться с семьей? Вообще не обидно, что Вы так мало общаетесь с подрастающей дочерью?

- Это обратная сторона медали, к сожалению. Времени на семью остается мало. Я стараюсь успевать и заниматься спортом, и с дочками общаться. С младшей очень люблю читать книги. Знаете, что заметил: сколько бы времени дочка ни проводила с планшетом, она все равно по-особенному относится к книгам. Это тактильные ощущения, знания, эмоции. Когда я читаю ей сказку «По щучьему велению», вижу, что она так и тянется заглянуть внутрь и проверить, не вынырнет ли сейчас из страниц эта самая щука. А вообще, мне кажется, что в любых отношениях самое главное - чтобы было понимание с обеих сторон. Семья должна понимать, что есть необходимость много работать, но и я, в свою очередь, прекрасно понимаю, что я нужен семье - и этот компромисс удается находить, хотя очень непросто. Я хотел бы и спортом позаниматься, и попутешествовать по стране: съездить в Якутию, на Дальний Восток. Мои друзья были на Сахалине, прислали видео: как на горных лыжах они спустились на пляж прямо к тому месту, где моржи лежат! Такого нигде в мире не найдешь! У нас великая страна, в которой много чудес. Если бы было свободное время, я бы с удовольствием на все это посмотрел.

Оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Местное отделение ВПП «Единая Россия» г. Нижнего Новгорода

Смотрите также: