Максим Сучков: закредитованность населения душит покупательскую активность

Максим Сучков © / агентство «А+»

   
   

На протяжении 4-х лет независимое рейтинговое агентство «А+» проводит на территории Нижегородской области ежемесячное исследование «Средний чек». Исследование выявляет уровень соотношения двух граней потребления: уровня потребительских цен и покупательской способности населения.

В декабре 2016-го, несмотря на внешний покупательский бум, в Нижегородском регионе был зафиксирован самый низкий за последние четыре года предновогодний средний чек. О причинах и основных трендах, выявленных в ходе исследования, рассказал руководитель агентства «А+» Максим Сучков.

- Самым интересным и показательным в исследовании среднего чека является последний месяц года – тот самый месяц, когда не время думать об экономии, когда новогодний стол должен быть полон, а под елкой обязательно должны лежать подарки.

- В декабре 2016-го среднестатистический нижегородец тратил за один поход в магазин 637 рублей. Данный показатель оказался на 52 рубля выше, чем в ноябре. В то же время это самый низкий предновогодний средний чек за всю историю наблюдений, начиная с 2013 года. Напомню, что годом ранее средний чек составлял 668 рублей, в декабре 2014-го – 665 рублей, а в декабре 2013-го – 643 рубля.

- За 4 года нижегородцы стали заметно экономней, изменилась также и логистика их покупок. Всеобщая автомобилизация постепенно привела к тому, что предновогодние покупки стали совершаться более обдуманно и в местах с наименьшими ценами, что, несомненно, повлияло на величину среднего чека.

- Однако основной причиной экономии стала тотальная закредитованность. Об этом сообщили сами респонденты. Нижегородцы набрали много кредитов, и это стало влиять на их образ жизни, включая розничные покупки. Если в 2013 году под кредитной нагрузкой находилось примерно 25% респондентов, участвующих в исследовании, то в 2016 году уже 68%. Причем в некоторых домохозяйствах в 2016 году имелся не один кредит, а два или более.

   
   

- Что такое кредит? Это обязательный ежемесячный платеж, который просто нельзя не заплатить – легче отказаться от покупок. Именно по такому пути вынуждена идти огромная часть населения.

- Иногда платежи по кредитам составляют половину всего, что зарабатывается в семье. Цены на продукты и основные товарные группы заметно выросли. Заработные же платы почти не растут. В итоге вместо того, чтобы тратить деньги на потребительском рынке, население вынуждено отдавать значительную часть своих заработков в виде ссудного процента банкирам.

- Ипотека, потребительские и автокредиты зажали огромную часть граждан в тиски экономии в повседневном быту. Самым распространенным видом кредитования респонденты назвали автокредит. В среднем семья с совокупным доходом в 70.000 рублей тратит на ежемесячную оплату кредита за машину порядка 15.000 рублей. Ипотека забирает в среднем 25.000 рублей. И чем выше доходы, тем выше кредитная нагрузка

- Все эти факторы, конечно же, тормозят положительную динамику среднего чека и мешают развитию потребительского рынка. Каким образом это влияет на повседневную жизнь? Приведу понятный пример – продуктовый.

- В 2016 году наблюдался резкий крен в сторону покупок куриного мяса. За год курятина заметно вытеснила со столов говядину, свинину, телятину и баранину. Не говоря уже о рыбе и морепродуктах. Куриное мясо пробивало наивысший пик своего потребления пять месяцев подряд – с августа по декабрь. Как объяснили сами респонденты, дело не в смене вкусовых пристрастий, а в цене.

- В 2017 году тенденция к экономии в повседневных тратах продолжится, а кредитная нагрузка на население будет лишь возрастать. Причем не обязательно за счет новых кредитов, а за счет утяжеления в обслуживании уже имеющихся. Кредитные автомобили и квартиры со временем не становятся новей и требуют вложения все новых и новых средств, здоровье с годами тоже не становится крепче, а лекарства и лечение – это существенная статья расходов. Ну а такие важные события в жизни, как рождение детей и внуков, свадьбы, похороны – это все тоже деньги.

- При сохранении тенденции 2016 года, когда цены растут, а зарплаты нет, плюс к этому ежемесячная кредитная нагрузка – экономия на продуктах питания и повседневных расходах просто неизбежна. 2017-й может стать годом очень туго затянутых поясов.

Смотрите также: