За девять месяцев этого года проведено 35 проверок реализации региональных адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Всего же на этот год запланировано проверить 49 субъектов РФ.
Почувствовать себя собственником
Динамика проверок госкорпорации показывает, что за последние несколько лет жители многоэтажек все больше начинают ощущать себя ответственными собственниками своих квартир. Проблемы, связанные с содержанием жилья, начинают их волновать. И собственники стали проявлять инициативу, искать пути решения этих проблем, а не просто ждать милости от государства. Впрочем, милости государство и не обещает. Госкорпорация Фонд ЖКХ предлагает помощь в виде перечисления финансовых средств по адресным заявкам регионов.
Давно не ремонтировался дом? Аварийное состояние жилья? Денег на все это нет? Для решения этих проблем и обращаются регионы с адресными заявками в Фонд ЖКХ. При этом расход выделенных средств строго контролируется специалистами. Рассмотрение годовых отчетов регионов, а затем и проведение плановых утвержденных по графику проверок — одно из важных направлений деятельности Фонда. В первом полугодии
Впрочем, не только плановые визиты проверяющих могут грозить регионам, чьи заявки на адресную поддержку за счет средств Фонда ЖКХ были удовлетворены. Нагрянуть с визитом могут и неожиданно.
Выезд по первому звонку
Нередко поводом для проверки становятся сигналы самих же собственников на «горячую линию» Фонда. То ремонт где-то некачественно проведен, то налицо перерасход средств и завышение сметных расходов — популярное «злоупотребление» в строительно-ремонтной сфере. В таких случаях визит проверяющих неминуем, как смена времен года. В первом полугодии 2011 года работники Фонда при осуществлении выездных проверок в регионах России рассмотрели на местах 47 жалоб граждан в основном на ненадлежащую деятельность управляющих компаний и местных коммунальных служб по обслуживанию жилого фонда. Кроме того, в 4 субъектах РФ после обращений граждан в Фонд ЖКХ были проведены внеплановые проверки. Так, например, произошло во Владимире. В рамках форума «О состоянии жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», состоялся круглый стол, в ходе которого жители одного из домов сообщили о своей управляющей компании, игнорирующей претензии собственников к ее работе.
Рабочая группа Фонда ЖКХ выехала во Владимир. Специалисты госкорпорации совместно с представителями Департамента ЖКХ региона посетили упоминавшийся в жалобе многоквартирный дом, побывали на общем собрании собственников жилья. В результате вопросы, вызывавшие ранее нарекания, были урегулированы. Жильцы избрали старшего по дому и решили установить энергосберегающие приборы. Был найден компромисс и с управляющей компанией — она продолжает обслуживать многоквартирный дом.
На ошибках прошлых лет
Во многих регионах в 2011 году нарушений стало значительно меньше, либо они исправлены с учетом полученных раньше рекомендаций. Так, например, в Орловской области в 2008 и 2010 годах сотрудники Фонда ЖКХ проводили проверки, по итогам которых отметили низкие темпы реализации программ переселения граждан из аварийного жилья, а также отсутствие необходимой документации по утверждению собственниками смет расходов на капремонт. В скором времени администрация области отчиталась в Фонд, что указанные нарушения исправлены.
Это, правда, не означает, что проблемы исчезли, как снег весной. Вместе с тем, после проведенной проверки в Орловской области в текущем году сотрудники Фонда грубых нарушений прошлых лет не обнаружили.
Работа на «отлично»
Работниками Фонда отмечены положительные результаты выездного мониторинга, в частности в Калининградской области, Новосибирской области, Чукотском автономном округе. Невыполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда не выявлено. Работа по правовому обеспечению в сфере ЖКХ ведется на должном уровне и исполнение нормативных правовых актов способствовало качественному проведению капитального ремонта с исправлением недоделок до окончания ремонта, что подтверждается специалистами строительного контроля в журналах общих работ. Вышеуказанное привело к отсутствию жалоб граждан по окончанию проведения капитального ремонта. В свою очередь, граждане, получив дополнительный стимул, направили собственные средства на улучшение жилищных условий (осуществили ремонты подъездов, подвальных помещений, благоустроили внутридомовые территории и др.).
Постоянная и планомерная работа Фонда ЖКХ по контролю выполнения программ и расхода средств положительно влияет на развитие отрасли. Основные ее игроки начинают осознавать, что эффективнее действовать в рамках закона, учитывая при этом потребности собственников жилья. Это позволяет Фонду лучше контролировать целевое использование средств и приводит к тому, что формируется сознание ответственного собственника, а жесткий контроль за целевым использованием средств стал еще одним из рычагов воздействия на участников процесса.
Смотрите также:
- Коммунальная независимость. Непосредственное управление домом: за и против →
- В Нижнем могут изменить критерии очередности проведения капремонта →
- Самоуправство управляющих компаний →