Болевые точки. Глава Нижегородского УФАС о ларьках, тарифах и госзакупках

Михаил Теодорович © / АиФ

   
   

1 марта Михаилу Теодоровичу, руководителю Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы, исполнилось 60 лет. Юбилей он по традиции встретил… на работе.

Малый бизнес не в фаворе

- Михаил Леонидович, вы возглавили управление в 2007 году. Непростой вам достался участок?

- Когда я пришёл, закон «О защите конкуренции» только вступил в силу. Надо было создавать новую практику, и всё это - при скудном материальном обеспечении и при сопротивлении властей и бизнеса. Предприниматели до сих пор говорят, что им не хватает свободы и демократии в экономике. Но когда беседа переходит от общего к частному, общаться с нами они предпочитают в арбитражном суде. Власти порой тоже с недоверием относятся к решениям антимонопольного ведомства. Поэтому мы всегда в работе…

Михаил Теодорович
Родился 1 марта 1956 года в Горьком. Окончил Горьковский политехнический институт, Волго-Вятскую академию госслужбы, курс в Университете Джорджа Мэйсона (США). Кандидат технических наук, доцент. Доктор социологических наук. В 1995 - 2001 гг. - замгубернатора Нижегородской области по экономике, затем - директор департамента экономики и прогнозирования региона. С 2007 года - руководитель Нижегородского УФАС.

Работать в антимонопольной службе тяжело. Не только потому, что работы много, а денег платят мало. Нагрузка растёт с каждым годом. Приходится одновременно вести по нескольку дел. Если такую работу ещё и не любить, то заниматься ей не удастся. Мало где можно послужить Родине так, как у нас. Мы на самом острие и защищаем вечные ценности - справедливость, равенство в экономике. Это воодушевляет.

- К каким вопросам сегодня приковано внимание?

   
   

- Есть две болевые точки - контроль в сфере гособоронзаказа и тарифного регулирования.

Если говорить про гособоронзаказ, то в Нижегородской области этим никто никогда всерьёз не занимался. Практику нужно создавать с нуля, профильные специалисты в дефиците, работать надо в условиях закона о гостайне. У оборонщиков любую несекретную информацию получить сложно - корпоративная культура такая.

Тарифное регулирование - тоже сложное поле. Это мощный инструмент перераспределения рыночной силы, перепрофилирования товарных рынков. Установив новые тарифы для определённых потребителей, можно их уничтожить или, наоборот, создать им большие конкурентные преимущества.

В России сейчас идёт борьба с малым бизнесом - остаётся всё меньше пространства, где он может напрямую что-то продавать. В Нижегородской области оборот торговли на рыночных площадках за несколько лет снизился с 12 до 3%. Раньше были ларьки, минимаркеты, а сейчас их всё меньше.

За новый порядок платит потребитель - его провоцируют идти в гипермаркеты и оставлять там много денег. Заявленные же там низкие цены на продукты, 6 руб. за килограмм картошки, 28 - за бананы, просто убивают торговлю. Под вполне себе справедливые призывы «покупать нижегородское» может погибнуть система реализации товаров местных производителей.

К оставшимся маркетам предъявляют новые требования по площади, окнам, полам и так далее. Провоцируют потребление ресурсов, а цены на них растут. Вот так тарифами малый бизнес и вытесняют с рынка. И пока сделать с этим мы ничего не можем...

Ещё одна проблема в работе региональных тарифных служб - это их полная закрытость. Документы с нормативами для установления тарифов подаются в бумажном виде. Это огромные стопки, которые никто никогда не прочитает. Значит, тарифная служба исходит из чего-то другого, выставляя расценки. Достижение прозрачности этих процедур - это поле для нашей работы.

Вообще, у нас никогда не будет столько людей и возможностей прийти на предприятие, засесть на проверку и найти все нарушения. Мы хотим, чтобы предприятия сами «видели края» и стремились их не переходить. Не хочешь проблем - соблюдай закон. Страх - это тоже мотивация. Наша мечта - стать лишними, просто наблюдать и не вмешиваться.

К стоматологам претензий нет

- На что чаще всего жалуются нижегородцы?

- Мы ещё два года назад разработали метод исследования уровня конкуренции. Людей, экспертов и потребителей нужно спрашивать - они сами расскажут, где что плохо.

Так, предпринимателей сейчас беспокоит прозрачность госзакупок - многие хотят торговать с государством, но пробиться очень трудно.

Соцопросы населения показали: есть товарные рынки, где всё сравнительно неплохо, - стоматологические услуги, продукты питания. А есть сферы, которыми не удовлетворены 25-30% опрошенных. Это ЖКХ, общественный транспорт, связь.

- О каких резонансных делах вы помните до сих пор?

- Да все значимые. Сняли недобросовестную рекламу, заставили предпринимателя снизить цены на продукты - люди почувствовали себя лучше. Вот это главное. Хотя бывают дела, когда мы защищаем интересы неопределённого круга лиц. Все помнят истории с ОДН, с установкой общедомовых приборов учёта. А где они сейчас? Перешли в правовое поле, мы там во всём разобрались.

- Какие перспективы у антимонопольного ведомства?

- Социально ориентированной рыночной демократии без антимонопольного органа быть не может. Во всём мире антимонопольные службы - востребованные, очень уважаемые организации. Я верю, что и мы к этому тоже придём.

- Удаётся ли вам отдыхать?

- Я люблю готовить, читать, на лыжах кататься, на машине ездить. Люблю с внуком - ему 5 лет - о жизни разговаривать. Ребёнок задаёт вопросы простые и жёсткие, ему не соврёшь, в ответе не уйдёшь в рассуждения. Мы на работе стараемся так же отвечать на вопросы, доходить до сути вещей.

Смотрите также: