Медведев: «Газпром» не примет оплату долга пирогами

   
   

С 10 утра сегодняшнего дня «Газпром» ввел ограничение поставок газа в Белоруссию на 15%. Вскоре этот показатель достигнет 85%. Данные меры Россия приняла в ответ на отказ Минска выплатить накопившийся газовый долг в размере 200 млн долларов. На последних переговорах белорусская делегация долг признала, но предложила оплатить его товарами. Это предложение вызвало недоумение со стороны президента РФ и главы Газпрома Алексея Миллера.

Сегодня рано утром белорусская делегация предприняла последнюю попытку договориться с «Газпромом» по газовым поставкам.

Однако, как стало известно позднее, переговоры закончились ничем. «Белоруссия признает долг за газ, но предлагает оплату произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами», – доложил президенту Дмитрию Медведеву глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Между тем иностранные платежи могут приниматься только в иностранной валюте, иначе это противоречит российскому законодательству. «Газпром ничем не может принимать оплату за долг – ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей», – сказал президент. На вопрос Медведева, «что предлагает в связи с этим сделать «Газпром», Миллер сказал, что «в соответствии с контрактом «Газпром» должен ввести ограничение поставок газа пропорционально объему долга».

Газпром заранее предупредил, что с 21 июня может ограничить Белоруссии поставки газа на 85% в случае неурегулирования долга, об этом стало известно в прошлый вторник. Тогда Дмитрий Медведев дал Белоруссии пять дней на решение вопроса о погашении газового долга. В противном случае, указал он, Москва применит «строгие меры». Также Алексей Миллер выделил причину задолженности - Белоруссия в одностороннем порядке в 2010 году платит за газ по цене 2009 года – 150 долларов за 1 тыс. кубометров, в то время как по контракту фактическая средняя цена в январе – апреле составила 174 доллара за 1 тыс. кубометров. В «Газпроме» опасаются, что из-за сложившейся ситуации долг Белоруссии за газ к концу года может достигнуть 500–600 млн долларов. Тем временем Минск неожиданно объявил, что долг Белоруссии за газ равен долгу «Газпрома» за транзит – оба составляют около 200 млн долларов. В «Газпроме» это заявление назвали «неудачной попыткой создать офсайд». Что касается транзита газа, то здесь проблем быть не должно – на газоснабжении Европы ограничение поставок не скажется.

Однако, «Газпром» в этом году полностью оплатил 50-процентную долю «Белтрансгаза», как сообщает ИТАР-ТАСС Урал.

   
   

Комментируя подобные обвинения, вице-премьер РФ Игорь Сечин в минувшую субботу заявил, что «суд разберется, кто кому и за что должен».

Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, в свою очередь, сказал, что Белоруссия не предоставляла России документы о задолженности за транзит газа. По его словам, если у Белоруссии есть к России какие-либо претензии, «они должны были оформить документы и их предъявить нам».

Президент Александр Лукашенко на это отреагировал в присущей ему открытой манере: «никакого долга у Белоруссии перед «Газпромом» нет», заявил он в минувшую пятницу, сообщает РИА Новости. Однако чуть позже, 27 мая он сказал, что готов продать России контрольные пакеты «Белтрансгаза» и Мозырского НПЗ в обмен на поставку газа по внутрироссийским ценам, пишет Infox.ru. Также сложвишуюся ситуацию прокомментировал и первый замминистра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец в пятницу в эфире белорусского телевидения: «вопрос ограничения поставок газа в Белоруссию может зацепить и вопрос транзита: что это может быть за имидж Газпрома перед западными партнерами?».

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса в Белоруссии Ярослав Романчук отмечает, что белорусско-российские отношения носят многоаспектный характер, поэтому в целом сложно оценить кто в них прав, а кто виноват. Что касается нынешнего газового конфликта, то эксперт считает, что есть контракт, который, кстати, вице-премьер Игорь Сечин «продемонстрировал всему миру», и его условия надо исполнять и платить за газ.

Также Романчук считает, что жесткая позиция Лукашенко в газовом споре мотивирована сложной ситуацией в белорусской экономике и боязнью потерять за ней контроль. В пошлом году Белоруссия заняла 4,5 млрд долларов кредитов и в 2010 году для поддержания экономики на плаву потребуется еще 10 млрд. Но таких средств Лукашенко никто не предоставит, и хотя, наверное, найдутся «пожарные кредиторы» в лице Ирана или Венесуэлы, они смогут выделить лишь часть необходимых средств, которых хватит ненадолго. Поэтому обещания Лукашенко довести к 2011 году среднюю зарплату в Белоруссии до 500 долларов является трудновыполнимым, а самой болезненной для него проблемой является цена на газ в 2011 году, которая должна стать равной среднеевропейскому уровню.

«Формально в планы Медведева не входит смена руководства Белоруссии, но в Кремле очень хорошо видят, что последний год мы продержались исключительно на кредитах и лишь надували пузыри. По всей видимости, в Москве решили больше не поддерживать курс Лукашенко и теперь вопрос лишь в том, когда пузыри начнут лопаться», — заключил Ярослав Романчук, подчеркнув, что «неизбежность экономических реформ в Белоруссии предопределена».

Разногласия между Москвой и Минском по поводу задолженности Белоруссии за российский газ могут оказаться не последними. Миллер также не исключает, что соседняя республика станет хроническим должником из-за экономических проблем.

Смотрите также: