Многие из нас вообще не берут трубку, если звонок идёт с незнакомого номера: значит, опять мошенники! И всё равно, по данным статистики, год от года количество преступлений в информационной сфере только растёт.
В промышленных масштабах
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Сергей Александрович, что делать в первую очередь, когда понимаешь, что на тебя совершена кибератака? Например, взломан личный кабинет на портале госуслуг?
Сергей Арефьев: – Если вы подозреваете, что вашими личными данными могли воспользоваться в преступных целях, обязательно обращайтесь в полицию. Нужно юридически зафиксировать факт взлома, чтобы в случае, если на вас уже оформили кредит, суметь доказать, что денег вы не получали. Полиция после вашего обращения возбудит уголовное дело по части 1 статьи 272 Уголовного кодекса РФ «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации» и установит все обстоятельства преступления.
Практика показывает: взлом аккаунта на «Госуслугах» – это приготовление к совершению нового преступления. Ваши личные данные позволяют составить ваш «виртуальный портрет». Например, установить, есть ли у вас дети или владеете ли вы транспортным средством. Потом с вами будут строить беседу исходя из этой информации. Скажем, позвонят и скажут: «Мама, я попал в ДТП! Помоги!»
Часто после взлома аккаунтов на «Госуслугах» злоумышленники направляют запросы в Бюро кредитных историй от имени владельца личного кабинета. Таким образом они оценивают кредитоспособность потенциальных жертв. Им важно знать, стоит ли тратить время на этого человека и его окружение.
– Кибермошенники по-прежнему работают в форматах кол-центров?
– К сожалению, сейчас мы имеем дело с организованной преступностью, которая занимается хищением денежных средств у населения в промышленных масштабах. Это проекты с выстроенными бизнес-процессами, как в лучших коммерческих структурах.
Установленный факт: сегодня основное место дислокации киберпреступников, атакующих россиян, – Украина. В частности, город Днепр, в котором базируется огромное количество мошеннических кол-центров. Значительная часть местного населения занимается обманом российских граждан. Эти люди не стесняются выкладывать в социальных сетях ролики, где без зазрения совести хвастаются своими «достижениями». Мол, я работаю «звонарём» в кол-центре и вот как хорошо живу!
«Звонарь» – это человек, который изначально контактирует с жертвой и вынуждает её сделать первые шаги для реализации мошеннической схемы. Надо сказать, что из украденного миллиона «звонарь» получает от 5 до 15%. Больше зарабатывают «клоузеры», те, кто добивается от жертвы преступления окончательного согласия расстаться со своими деньгами и тем самым «закрывает» схему обмана. Сверхдоходы – у владельцев мошеннического бизнеса.
В России тоже действуют кол-центры, но не столь массово. Уже несколько лет не поступает сигналов о функционировании подобных криминальных структур в местах лишения свободы.
Купи кристаллы
– Говорят, что кибермошенники – тонкие психологи. К каждому человеку у них есть свой подход, отсюда столько жертв…
– Это так. Например, с подростками работают по схемам с покупкой игровой валюты или игровых предметов в компьютерных играх. Дети переходят по присланным мошенниками ссылкам и вводят реквизиты банковских карт родителей – и счета обнуляются.
Люди среднего возраста попадаются на многочисленные разновидности схем, связанных с куплей-продажей товаров на электронных площадках. Обеспеченные граждане становятся жертвами «чёрных брокеров», отдавая сбережения якобы для вложения в некие прибыльные активы или игру на бирже.
Самой опасной является схема с «переводом денег на безопасные счета», когда на жертву преступления в течение нескольких дней или даже недель воздействуют сразу несколько злоумышленников, представляясь сотрудниками полиции, Следственного комитета России, прокуратуры, Росфинмониторинга или Центрального банка, заставляя продавать автомобили и недвижимость, брать кредиты, а деньги перечислять на карты незнакомых людей.
С пенсионерами, к сожалению, уже не первый год эффективна схема «Ваш внук попал в ДТП».
Кстати, в последние два года в связи с активным противодействием полиции и граждан мошенники вынуждены переключаться с горожан на жителей сельской местности, где люди более доверчивые и менее технически подкованные.
– Правда, что аферисты вовлекают в свою деятельность молодых людей на местах?
– Ребят 18-20 лет, как правило в Сети, вербуют представители украинских кол-центров. Молодые люди в качестве курьеров забирают у жертв деньги и вносят их на счета, указанные кураторами, оставляя себе 10-15% в качестве зарплаты.
Полиция успешно борется с такими фактами. В регионе уже несколько десятков уголовных дел дошли до суда. Кроме того, суды взыскивают с осуждённых все деньги, которые те собрали в качестве курьеров. Суммы, как правило, исчисляются миллионами рублей.
Самозапрет на кредиты
– На ваш взгляд, почему люди раз за разом ведутся на мошеннические схемы? Возможно, способы обмана становятся всё более изощрёнными?
– Все мошеннические кол-центры работают по алгоритмам, выработанным специалистами в области маркетинга, психологии, информационных, коммуникационных, цифровых технологий. Не каждому человеку под силу противостоять такому профессиональному напору.
Надо понимать, что сами мошенники – люди психологически устойчивые, наглые, мотивированные. За результативную деятельность «клоузеры» получают премии в процентах от похищенных средств. Руководители преступного бизнеса организуют для своих подчинённых курсы «повышения квалификации».
Я бы советовал не вступать с мошенниками ни в какие дискуссии. Экономьте своё время! Преступники своё время тоже ценят и реже звонят тем, кто с ними в принципе не беседует.
Многих жертв даже после аферы ещё долго не оставляют в покое, по ним продолжают работать иными средствами. Человек отдал все сбережения, продал квартиру, набрал кредитов, а потом его обманывают «юристы» из того же кол-центра, обещающие украденное вернуть.
– Есть современные алгоритмы противодействия кибермошенникам?
– Сотовые операторы и банки блокируют телефонные карты и счета, оформленные на подставных лиц. Планируется, что с 1 марта 2025 года вступит в силу закон о самозапрете на кредиты. При наличии в кредитной истории такого запрета, финансовая организация не сможет выдать заём.
В МВД формируется база данных о преступлениях, предположительно совершённых одними и теми же лицами в разных регионах России. Таким образом, уголовные дела объединяются в общее производство и, если дело доходит до суда, обвиняемые получают более серьёзные сроки.
В 2022 году мы направили в суд уголовное дело в отношении 24 граждан, работавших в мошенническом кол-центре. В 2023 году в суд ушло дело, где фигурантами были шесть сотрудников кол-центра, обещавших потерпевшим содействовать в получении кредитов. В первом случае мошенники обманули 124 человека на 15 млн руб., во втором случае на 8 млн руб. были обмануты ещё более ста потерпевших. Оба уголовных дела пока рассматривают суды.
Но мне бы хотелось напомнить: профилактика многих преступлений начинается в семье. Нужно терпеливо и последовательно рассказывать близким о существовании этой угрозы. Например, сотрудники полиции или банков никогда не звонят, чтобы узнать личные данные или иную информацию. Сотрудники правоохранительных органов или банков никогда не предлагают по телефону или в мессенджерах совершить какие-либо операции с вашими денежными средствами или принять участие в секретной операции по поимке мошенников.
Не переходите по сомнительным ссылкам в Сети и приобретайте товары в Интернете только на проверенных площадках.
А главное – никому и никогда не сообщайте свои логины, пароли и коды подтверждения операций. Простые меры обезопасят от мошенников и близких вам людей, и вас.