Дон Кихот с указкой: педагогика - мужское дело, считает Евгений Калачев

   
   

Евгений Калачев - учитель начальных классов нижегородской школы № 91. И просто яркий, неординарный и счастливый человек. Мы встретились в школе, после уроков. То и дело в класс заглядывали ученики. Увидев меня, разочарованно закрывали дверь.

- Вероятно, хотели поболтать, - объяснил Евгений Юрьевич.

Видно было, что ученики дружат с учителем. Самую главную проверку он прошёл, ведь детей не обманешь.

Безусый педагог

- Евгений Юрьевич, почему же именно педагогика? Чем вас привлекла эта профессия?

- Склонность к учительству у меня проявилась в школьные годы, правда, я это не сразу понял. Повезло с учителями, особенно с учительницей начальных классов - Юлией Фёдоровной Батыревой. Когда мы перешли в среднее звено, я постоянно стал шефствовать над её первоклашками. В старших классах мне даже стали доверять заменять учителя в начальной школе.

Но, получив аттестат, я подал документы… в театральное. К счастью, не поступил и пошёл в армию. Служил мастером по ремонту зенитно-самоходных установок.

   
   

Мои одноклассницы, студентки пединститута, в письмах напоминали, как здорово у меня получалось вести уроки в начальных классах. Советовали после дембеля подать документы в пед. Я тогда решил готовиться к экзаменам на истфак. Стоял на тумбочке дневальным и штудировал историю древнего мира. Но решение стать историком одноклассницы «забраковали»: мол, мужчин, преподающих историю, в школе довольно много, а вот учителей начальных классов почти нет.

В общем, я подал документы на факультет начальных классов, не понимая, куда пошёл и зачем. Только потом, в школе, я понял, что это и есть моё призвание...

Детей не веселить!

- К сожалению, не все студенты пединститута, получив диплом, идут работать в школу. А вы с энтузиазмом учились педагогике?

- Я считал её одним из самых скучных предметов в вузе. Зевал на лекциях, когда нам рассказывали о методах и приёмах работы с детьми. И вдруг мне попалась книга известного педагога и психолога Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Там он пишет о шестилетках неказёнными фразами, с огромной любовью. Я настолько проникся его методом, что на третьем курсе поехал к нему в Тбилиси. К сожалению, лично пообщаться не удалось. Педагог-новатор тогда был в командировке в Москве. Но меня, студента, в его экспериментальной школе приняли как важного гостя. Мне выделили переводчика с грузинского, который сидел со мной на уроках, переводил наши беседы с завучем и учителями. А на следующий год Амонашвили сам приехал к нам в институт с лекциями…

- Вы помните свой первый класс, первый урок?

- После вуза в 25 лет я пришёл работать в 82-ю школу Сормовского района. Первые три года дались очень нелегко! Казалось, ничего не получается. Дети не сидят затаив дыхание, уроки далеки от идеала. Казалось: это крах! Помню, даже поговорил по душам с одним из своих учеников, просил совета. И он мне велел быть… строже. Но это мне никак не удавалось. Мог развеселить класс так, что дети долго не могли успокоиться.

Прелесть работы я почувствовал к концу третьего класса. Кстати, с моими первыми учениками мы до сих пор поддерживаем связь, вместе ходим в походы, в кафе.

Класс на сцене

- Ваш класс занял первое место на областном детском театральном фестивале им. Евстигнеева. Неужели сказывается ваша давняя тяга к сцене?

- Вернувшись из армии, я стал заниматься в любительском театре при ДК им. Ленина. Там, кстати, встретил будущую жену. Потом началась работа в школе, родились собственные дети, пришлось сделать перерыв в актёрстве. И тогда мы начали делать театральные постановки с учениками.

Удивительный мир театра развивает, учит и воспитывает лучше всего. Мне приятно, когда говорят, что ученики в моём классе особенные, более открытые, активные. Наша театральная студия называется «КОТ» - «класс, очарованный театром».

Для меня было полной неожиданностью, когда нам уважаемое жюри присудило первое место на X областном фестивале детских театров им. Евстигнеева. А затем мои ребята победили в городском конкурсе чтецов. Значит, я расту и как режиссёр!

Пять лет назад наша взрослая театральная труппа, когда-то занимавшаяся при ДК Ленина, снова собралась. В общем, днём я репетирую с детьми, а вечером с женой еду на репетицию взрослой труппы. Сейчас готовим премьеру спектакля по пьесе А.Володина «Дульсинея Тобосская». Я играю возлюбленного Дульсинеи - у Володина его зовут не Дон Кихот, а Луис.

- Многие родители жалуются на завышенные требования к первоклассникам. Мол, уроки делают всей семьёй.

- Я считаю, что сейчас главный предмет в начальной школе - чтение. Программа требует от ребёнка, чтобы он был обязательно читающим.

Вторая задача начальной школы, на мой взгляд, - научить детей самостоятельно добывать знания. А все задания, проверяющие эрудицию родителей, считаю бессмысленными.

Любимый и необходимый

- Неужели у вас никогда не возникало желания бросить педагогику и заняться более высокооплачиваемым делом?

- Не скрою, хотелось плакать, когда в 1990-е годы нёс домой мизерную зарплату. Но эти трудности только закалили и укрепили нашу семью. Сейчас точно знаю: счастье не там, где много денег, а там, где есть любовь и взаимопонимание.

- Не могу не спросить - каково работать мужчине в женском коллективе?

- Одно удовольствие! Постоянно чувствуешь свою необходимость. Так что рекомендую творческим молодым людям, не определившимся с профессией, идти работать в начальную школу. Уверен, они найдут себя.

Смотрите также: