Президентов страны нужно готовить со школьной скамьи

Вот уже на протяжении 15 лет в России действует Президентская программа подготовки управленческих кадров. С ее помощью люди развивают в себе лидерские способности, умения грамотно руководить.

   
   


Лицеисты – люди с активной жизненной позицией


 
А не кажется ли вам, что лидерские качества закладываются в нас с детства, прямо со школьной скамьи? В последнее время становится актуальным создание в школах органов самоуправления, Совета учеников. Одним из первых, принявших такое новшество в «свои стены», стал ГБОУ лицей-интернат Центр Одаренных Детей. Президентство и Кабинет министров уже прочно закрепились в обыденной жизни лицея.

 
- Впервые мы провели лицейские выборы в 2004 году, - рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Викторовна Канащенкова. - Это была своеобразная проба пера. Первый человек, который стал Президентом ЦОДа, просто пришел и победил. Это было очень трогательно, ведь мы постигали азы. Позже был введен Совет Министров, потенциал наращивался. Сегодня выборы Президента лицея проходят в обстановке, приближенной к выборам Президента РФ. На территории лицея идут предвыборная агитация, президентские дебаты, есть своя комиссия подсчета голосов.
Фото 

 В период предвыборной гонки сложно сказать, что это «обычное школьное» мероприятие. Все кандидаты настроены решительно.  Они выдвигают свои программы по улучшению жизни лицея. На каждом шагу учащиеся раздают цветные листовки. Все стены обвешаны плакатами групп поддержки. На президентские дебаты актовый зал набит до отказа, ведь каждому небезразлично будущее своего «второго дома». За последние годы выборы отражают не только интересы нынешних учащихся, но и выпускников. А кандидатом может стать как десяти-, так и одиннадцатиклассник. Однако «избиратели» отдают предпочтение более опытным кандидатам. Скорее всего, потому, что те чувствуют себя увереннее. Президентский срок по традиции составляет один год. А пост исполняющего обязанности Президента уже три сезона «передается по наследству» учащемуся десятого класса.

   
Если ты физик, иди в Президенты

 
- Кто может стать Президентом лицея и войти в Совет министров?

 
- В кабинет министров входят самые достойные, - продолжает Т.В.Канащенкова, - Это личности, которые умеют договориться, взаимодействовать, берут ответственность за организационные моменты. Президент лицея – это положительный герой. Для учеников – пример для подражания. В глазах педагогического коллектива – заслуживающий уважения человек. Ему будет небезразлична жизнь лицея и после окончания. Ведь важно, каким человек становится, когда уходит, как он изменяется. А само президентство и кабинет министров активно обсуждается в социальных сетях и на различных форумах. Радует неравнодушие. Это значит, что лицейское самоуправление – социально значимое явление, растет его статус.

 
- Многое ли удалось изменить с помощью лицейского самоуправления?

 
- За годы существования Кабинета министров лицей кардинально изменился. Руками лицеистов благоустроилась вся территория лицея, многие годы ушли на преображение интерьеров, улучшение бытовых условий. Облик ЦОДа сегодня – это результат грандиозного труда лицеистов многих поколений. В связи с развитием компьютерных технологий в самом Совете была введена новая должность «министр информационных технологий», в обязанности которого входит оформлять официальный сайт лицея. 

 
- Возникали ли у Вас конфликтные ситуации в процессе работы с министерством? Как Вы их разрешали?

 
- Конечно, конфликты и разногласия возникают всегда. Но их все можно решить. Зачастую ребятам было достаточно лишь собраться вместе и обсудить проблему.

 
- Большинство Президентов лицея учились на физико-математическом профиле. Почему ученики именно с этого профиля находились «у руля власти»?

 
- Для меня «физмат» – это, в первую очередь, логика, дисциплина, целеустремленность. Эти люди четкие в действиях. Они способны сосредоточиться и нести ответственность не только за себя, но и за весь лицей.
Самоуправление - школа жизни

 
Закончив ЦОД, члены Совета министров по-прежнему интересуются внутренней жизнью лицея. Они не могут пройти мимо родных дверей, не зайти к любимым учителям. Самоуправление – это бесценная школа жизни, которая дает колоссальный опыт. «Работа в министерстве – это личный вклад в жизнь лицея, а также общение с творческими ребятами, совместные проекты. Разумеется, она помогла после окончания: благодаря работе в министерстве ты обретаешь бесценные навыки грамотного управления», - делится своими впечатлениями Екатерина Шерихова, министр культуры 2011-2012, сейчас студентка НГПУ им. К.Минина.

 
Н.С. Лесков говорил: «Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы». Действительно, это изречение подходит к тем, кто год за годом возглавлял Кабинет министров. Ведь быть Президентом лицея для них не просто слова:

 
- Отвечу вкратце. Быть Президентом лицея этом очень интересно, непросто, полезно в плане совершенствования управленческих навыков, которые и пригодились в будущем, - Сергей Норин, Президент 2009-2010, сейчас студент НГТУ им.Алексеева.
Фото 

 

- Самоуправление в лицее – хорошая школа лидерства как для министра спорта (например), так и для самого Президента. Лично на меня это очень повлияло: научился выступать перед публикой, организовывать мероприятия, договариваться с администрацией… Все заметили эти перемены во мне. Это, безусловно, помогает и сейчас. Если человек был Президентом ЦОДа, то он «заражается» лидерством, а это полезно в любых начинаниях, - Алексей Груздев, Президент 2010-2011, сейчас студент НИИ ВШЭ.

 
- Министерство – это не только особый институт лидерства для учеников, но и ценная помощь для учителей. Есть, что вспомнить. Получаешь многое в плане воспитания. А это очень важно для человека. Если вам надоело только сидеть за партами, старайтесь и выдвигайте свои кандидатуры в лицейское самоуправление!, - Сергей Боронин, Президент 2011-2012, сейчас студент СПБГУ.  

 
-Пусть работа в Совете министров и крадет много времени и сил, в процессе заседаний этого не замечаешь. Все объединены желанием помочь своему лицею. А дружба и взаимопонимание – верные спутники плодотворной работы. После сотрудничества, общения в министерстве ребята сохраняют связи и активно участвуют в жизни лицея на протяжении многих лет.

- Работать в министерстве здорово: в коллективе все инициативные и ответственные. Я получил более всесторонние развитие с помощью других и перенял опыт предыдущих поколений, - сообщает Максим Минеев, министр информационных технологий 2011-2012, сейчас студент университета им.Лобачевского. 

 
Говорят, что сегодня в жизни общества ведущую роль играют передовые нанотехнологии. Но без прочных человеческих отношений, общения, сотрудничества можно запросто превратиться в «Чингиз-хана с телефоном».  Жизнь же требует современных, способных к постоянному развитию руководителей.

 

Смотрите также: