Найден храм, где возможно, венчался Пётр Столыпин

   
   

Эти храмы уже давно не слышали голосов службы и гомона прихожан. Они таинственно выплывают из утреннего тумана над Пьяной или смотрят на проезжающих из бескрайних полей. И если есть время, к ним можно приблизиться.

Одинокое величие

Церковь, одиноко стоящая на просторах полей или над рекой, без всякого признака жилья вокруг, впечатляет. Даже если она брошена и забыта. В Нижегородской области есть несколько таких храмов.

Если ехать со стороны Нижнего Новгорода в Сергач, то, проехав село с чудным названием Белка, можно посмотреть влево - там в поле стоит одинокий храм. К этой церкви, которая больше похожа не на сельскую, а на городскую, стоит приблизиться. Всего пара километров сносной грунтовки, и вот среди зарослей бурной зелени стоят всё ещё величественные руины. Со стен на вас посмотрят глаза святых, чьи изображения перемежаются с обычными настенными росписями. Храм словно сам убрал с себя крест - тот провалился внутрь, проломив купол. Потом крест был бережно поднят и поставлен в углу. Кроме размеров храма и следов росписи ничто больше не напоминает о его былом величии. Вряд ли когда-нибудь эти старинные стены увидят огоньки лампад и свечей, услышат церковное пение - забытый храм в мёртвой деревне.

Когда-то тут было большое, в несколько улиц, богатое село с примечательным названием Нутренка, значение которого сейчас вряд ли кто уже знает. Оно стояло на самарском тракте, когда-то в селе была не одна церковь. Если покопаться в недрах архивов, то можно найти информацию об этом великане. Храм был воздвигнут примерно в 1862 году в честь иконы Казанской Божией Матери. Позже в селе появилась и вторая церковь - в архивных фондах Нижегородской духовной консистории есть упоминание о прошении отставного штык-юнкера Ю. Ю. Моисеева, помещика села Нутренки, о разрешении построить церковь, датированное 21 марта 1777 года. Сейчас село отступило от своего храма, словно отодвинулось, и тоже считается нежилым. Среди фундаментов строений ещё видны остатки яблоневых садов.

В имении Столыпина

Если есть желание посетить ещё одну одинокую церковь, можно выехать из Нижнего Новгорода в сторону Арзамаса, свернуть в Криушах на Вад и добраться до посёлка Анненковский Карьер. Сразу после мостика через Пьяну нужно свернуть налево за отбойник и проехать пару километров припьянскими лугами. Если вы отправитесь в это необыкновенное место туманным утром, то храм явится перед вами неожиданно, словно сделав шаг вперёд. Это одинокий недействующий храм Троицы Живоначальной, построенный в камне в 1854 году. История этого места, которое старожилы называют Беркин городок, совершенно замечательна. В нескольких дореволюционных источниках зафиксировано предание, что в XVI веке объявился в этих местах разбойник-мордвин по имени Берка. Шайка его грабила проходящие на ярмарки и торги обозы, причиняя большой ущерб. Чтобы хранить награбленное и обороняться от нападений, разбойники построили укрепление, в котором и отсиживались между набегами. Разрушен Беркин городок был отрядами Ивана Грозного, который проходил пьянскими берегами в свой последний и победоносный военный поход на Казань.

Потом на этом месте находилась деревня Анненково, названная, скорее всего, по фамилии барина - дворяне Анненковы владели угодьями на территории Нижегородской губернии. В середине позапрошлого века село начитывало 99 дворов, стоявших вдоль высокого берега Пьяны. Позже имение Анненково переходит в руки знаменитого премьера-реформатора Петра Столыпина.

   
   

Каких-то подтверждений того, что в селе кроме храма была помещичья усадьба, найти не удалось. Впрочем, отдельные исследователи всё же настаивают, что Пётр Столыпин венчался в этом храме. Дело в том, что он женился на сестре помещика-соседа - всего в нескольких верстах от Анненкова находилась деревня Отрада - имение Нейдгартов, в котором кроме домашней часовенки не было храма. Не бывать в Отраде Столыпины просто не могли - родственник славился хлебосольством и радушием, у него было принято гостить целыми семьями на протяжении месяцев.

Необычная история не спасла село от полного забвения. В советские годы власти занялись промышленной разработкой карьера, а единственные работники поблизости были в Анненкове. Вот тогда у властей и возникла мысль переселить народ чуть ближе к работе. Говорят, что избы разбирали и увозили на новое место. Вот только храм было не разобрать и не увезти. И он остался стоять один на высоком берегу Пьяны - вместе со старинным сельским кладбищем в сотне метров от него. Как ни странно, среди старинных надгробий попадаются современные памятники. Жители ближних деревень говорят, что лучше заброшенное кладбище, но ближе к храму.

В начале ХХ века в Нижегородской губернии было 1310 действующих православных храмов, часовен и молитвенных домов, 26 монастырей. В послевоенные годы в области осталось лишь 45 православных храмов. Только на территории Нижегородского кремля было разрушено пять церквей.

Смотрите также: