Нижегородец актёр театра неслышащих детей «Пиано» Кирилл Трушов стал победителем российского конкурса «Лучшие практики наставничества» в номинации «Дети учат детей». С наставником Кирилла Трушова режиссёром театра «Пиано» Владимиром Чикишевым «АиФ-НН» беседует о том, что такое «баночная» педагогика, как пространство откликается на правильную идеологию и почему хороший режиссёр всегда немного невидимка.
Главное событие - ребенок
Злата Медушевская: - Владимир Николаевич, театр «Пиано» - лауреат многих театральных фестивалей. Теперь ваша история пополнилась ещё одной победой. Почему решили участвовать в форуме «Наставник»?
Владимир Чикишев: - Посмотрите, что написано на призе, который вручили на форуме Кириллу: «Каждый человек талантлив». Что это - очередной популистский лозунг? Реанимированная идея?
Вроде бы мы все знаем, что это действительно так, но жизнь - штука сложная. Некая рутинность, общая напряжённость, необходимость выживать, вечное «надо» вытесняют из нашей жизни всё, что связано с мечтой, воодушевлением, творчеством. И вот мы уже существуем в мире шаблонов-правил. И грустим…
Для меня само участие «Пиано» в форуме «Наставник», победа Кирилла - очень хороший знак отклика пространства. Это знак того, что наша идеология, концепция работы с особенными детьми верны. Мы делаем театр не как фабрику спектаклей, репертуарную историю. В «Пиано» главное событие - не спектакль, а ребёнок. Давайте будем честны: таким ребятам, как Кирилл, достичь неких социальных высот в современном обществе невероятно сложно. А он смог!
Ну а ещё мы немного авантюристы. Вот и решили поучаствовать.
- А вам как творческому человеку вообще близка производственная теория наставничества?
- Детский театр - это всегда семья. А в семье всегда есть старший, средний, младший…
Но мы работаем с детьми, которые живут в школе-интернате для глухих детей. Сама структура этого образовательного учреждения подразумевает, что взрослые управляют детьми. Здесь есть дисциплина, авторитет педагогов. Однако, на мой взгляд, не бывает личностного роста без любопытства, интереса, попытки сделать что-то самостоятельно без участия взрослых.
Вот есть у нас «баночная» педагогика. Это для совсем маленьких воспитанников. Перед репетицией мы расставляем на полу баночки с водой. Дети чувствуют интригу. Уже интересно. Началась работа. Ребята делают свои дела, перепрыгивают через баночки, периодически разливают их. И тут же страх в глазах: где тот учитель, тот взрослый, который скажет: «Что ты наделал?!» Но их никто не ругает. В этот же момент у ребёнка возникает желание убрать разлитую воду. Руки берут тряпку и сразу всё вытирают, причём с удовольствием, поскольку нет давления.
Очарование, а не авторитарность
- Есть мнение, что ребёнок способен учиться чему-то только у того, кто для него авторитет. Но Кирилл Трушов победил в номинации «Дети учат детей». Разве такое в принципе возможно?
- А почему нет? Если мы говорим о том, что человек через себя влюбляет других людей в профессию, здесь очень трудно определить, как он это делает.
В обществе принято называть это авторитетом. Но это такое слово с назидательным оттенком. Мы вновь уходим от таких дефицитных в нашей жизни понятий, как «очарование», «обаяние», «живое общение». Безумно просто мыслить шаблонами: вот учитель - вот ученик, есть старший - есть младший, есть лидер - есть те, кто лидером хочет стать. Это модель традиционной педагогики.
Мы с детьми работаем по другой модели и видим отдачу. У нас нет строгого распределения ролей. Вот есть маленькая Олеся, которая делает шпагат, а Кирилл, который в театре девять лет занимается, таких трюков делать не может. Но сегодня на репетиции надо сделать шпагат, и Олеся его легко делает. Значит, сегодня она лидер. Завтра кто-то другой покажет свой талант.
- Но в обществе, как правило, всегда есть чёткое распределение ролей. Без понимания этого разве возможна полноценная социализация?
- А давайте рассматривать детство как возможность попробовать разные роли. В этом тоже счастье этого удивительного периода жизни. В нашем обществе слишком много давления на детскую психику и мало бережного, я бы даже сказал, сберегающего отношения к ребёнку. Мы в театре при помощи творчества работаем с потенциалом детей. Можно называть это наставничеством. Можно - педагогикой сотрудничества.
Меня там нет
- Наставнику всё же необходимы какие-то личные качества?
- В моём понимании наставник - это тот, кто не мешает, кто любит жизнь и этим завораживает воспитанников. Наставник должен уметь наводить мосты. Тот же Кирилл Трушов, несмотря на все особенности своего развития, в любом месте, в любой стране, с любым человеком найдёт общий язык. Я был тому свидетелем. Он полностью социализирован за счёт искренности, гибкости в общении. Но главное, он не боится жить.
В традиционном понимании режиссёр в театре - тоже наставник, грозный авторитет. Я вас уверяю: меня в нашем театре просто нет! За 32 года работы с особенными детьми научился исчезать из их поля зрения. При этом я всегда рядом, всё вижу, но не давлю авторитетом. Просто подбрасываю задачи, которые нужно решить, но делаю это так, чтобы предстоящая работа не пугала, а волновала, вдохновляла. Только так можно говорить о полноценной социализации наших особенных детей.
Я вообще считаю: любой человек не должен ждать нечто, что изменит его жизнь к лучшему. Делай сам! Иначе для чего ты вообще родился? Надо учить детей делать события. И вот так, от события к событию, счастливо двигаться по жизни.
Смотрите также:
- Руководитель театра «Пиано» возглавил школу-интернат для глухих детей →
- Радость в тишине. Школу-интернат для глухих ждут перемены →
- Воспитать Моцарта помогут… японцы →