«Люблю Нижний»
- Карен Георгиевич, с 15 по 30 апреля в Нижнем проходит всероссийский фестиваль «Мосфильму - 90». Прежде всего - с юбилеем! Почему именно наш город выбран для открытия фестиваля?
- Действительно, год у нас юбилейный. Мы решили его отметить проведением фестиваля «Мосфильму - 90» в разных городах России и странах мира - даже в Венесуэле и Вьетнаме. Ездим, показываем фильмы, организуем встречи с режиссёрами.
На открытие фестиваля в Нижний я приехал лично. Моя мама родилась и выросла в селе Салганы Нижегородской области, здесь живут родственники, двоюродная сестра в Дзержинске. У меня особая семейная связь с Нижним Новгородом. Люблю я Нижний Новгород.
- А кино здесь не хотите снять?
- Так у вас же Михалков снимает, чего я полезу (смеётся). Никита Сергеевич любит Нижегородскую область, да это и понятно - места тут замечательные, необычайно красивые. Я сам искал натуру для «Тигра» в Дзержинске. Там гороховецкие военные лагеря. Я хорошо знаю эти места, был в армии на учениях.
Где «Ну, погоди!»?
- Почему сейчас так мало снимают детского кино? Где детские режиссёры? Или на этом жанре не заработать?
- Сейчас в детском кино нет ни финансирования, ни сценариев, ни режиссёров. В Советском Союзе детское кино и анимация были одними из лучших в мире. Была целая плеяда мастеров-сказочников - Михаил Роом, Александр Птушко, Надежда Кошеверова, Ричард Викторов. До сих пор в Чехии на Рождество показывают «Морозко» студии им. Горького! Государство культивировало это направление. За последние годы мы это растеряли. Детское кино надо выращивать, это отдельная профессия. Например, я не сниму детский фильм... Работа в детском кино - неблагодарная профессия - мало стимулов, если не считать детских улыбок. На фестивали не берут, критики о них не пишут, премий не дают.
Нужно время, чтобы детское кино восстановить. И даже если сегодня дадут триллион рублей, это ситуацию не спасёт. Должна быть госпрограмма, нужно последовательно воссоздавать отрасль, выращивать специалистов. Хоть с чего-то начать! Делать хотя бы три фильма в год - не детские фильмы для взрослых, а «Ну, погоди!».
- Так на какие же фильмы государство готово давать деньги - на исторические, патриотические?
- Я бы не сказал, что у государства есть определённая идея. Она декларируется: у нас в последнее время модно снимать патриотическое кино. Но ведь это не жанр. Если человек любит родину, в каком бы кино он ни работал, мы это почувствуем. Фильмы Гайдая - патриотические! Благодаря этим картинам в 1990-е молодёжь знала, что вообще есть русское кино. Отсутствие идеи - это противоречие нашего общества. У нас вроде идеология отменена, но как представить искусство без идеи?
Как это ни парадоксально, на телевидении, в сериалах есть идея. Там всё подчинено рейтингу, и это понятно. А в кино и этого нет. Я не могу уловить, про что российское кино. Сейчас начинают доминировать сериалы. Федеральные каналы делают богатые многосерийные фильмы, во всём мире в эту сферу приходят крупные режиссёры, большие артисты. Меняется качество «мыльных опер». Они становятся художественными картинами и постепенно отодвигают большое кино.
Нечего показать
- Отечественный кинематограф задвигают и сериалы, и голливудские блокбастеры. Так в каком состоянии сейчас русские кино?
- У нас есть достойные картины, мастера, но в год в стране выходит 70 картин. Для нашей страны это не кинематография. Франция снимает 400 фильмов, США - 1000, Индия - 1500. На мой взгляд, в киноиндустрии количество картин имеет значение. Арифметика проста: из 4 фильмов только один выйдет в большой прокат. Делаем 70 картин в год - максимум 15-20 фильмов попадёт в кинотеатры. Прокат в России - это $1 млн рекламы. Поэтому фильм должен быть соответствующего уровня.
Какой смысл вводить на федеральном уровне квотирование, если нам просто нечего показать? Посудите сами: приходит американская компания и даёт нашим прокатчикам 150 картин, владелец кинотеатра закрывает год и сидит спокойно в баре. Американские фильмы составляют репертуар кинотеатров - во всём мире одна и та же история, притом что многие фильмы из США не окупаются.
Конечно, наш рынок нужно защищать. Отечественная промышленность под крылом государства - есть же льготы у производителей окорочков или автомобилей. А кино сражаться на открытом рынке со всем миром очень сложно. Почему не снизить цены на билеты на русские фильмы? И народ пойдёт! Люди хотят смотреть русское кино!
Творится история
- Вас называют режиссёром с обострённым чувством современности. Найдут ли отражение в вашем творчестве украинские события?
- Только лет через 50. История вершится на наших глазах - эти события могут изменить весь ход истории XXI века. Но ты не можешь в этот момент делать кино - ты не понимаешь смысла этих событий. Мы, современники, никогда не оценим значение происходящего. Не могу сказать, что я до конца понял смысл распада Советского Союза. А ведь прошло 20 лет. Все считали, что Ленин и большевики разрушали империю, а на деле создали сверхдержаву. Сейчас мы только начали осознавать события времён Гражданской войны. Даже Великая Отечественная нам не открылась до конца. Не зря Лев Толстой писал «Войну и мир» спустя 50 лет после 1812 года.
И на наш век пришлись необыкновенные события. В тот момент, когда творится история, нашему брату, режиссёру, лучше молчать (смеётся).
Смотрите также:
- «Железный человек-3»: вдарим железом по кассовым сборам! →
- За «Курьера» получил три раза →
- Хинди янки бхай-бхай →