Балерина ни разу не пожалела, что и семью, и любовь, и радость материнства ей заменил театр. Он принял эту жертву, подарив славу и признание. В балете она стала настоящей женщиной.
Имя Людмилы Семёновой вошло в историю российского искусства, занесено не в одну энциклопедию. Сейчас ей не дашь больше 70-ти! А участковый врач, заглянув в её паспорт, чуть не упала в обморок - увидела год рождения…
Место в балете
Людмила Константиновна с восторгом вспоминает свой юбилей - в прошлом году она отметила 90-летие в родном оперном. Приме-балерине посвятили балет «Спящая красавица» - один из её любимых.
- Был полный зал. А больше всего меня тронул антракт. В фойе ко мне подбежали люди, стали брать автографы, гляжу - маленькая девчушка тоже тянется с программкой. Спрашиваю: «Ты хочешь танцевать?» Головой кивает. Ещё говорить не умеет, а уже мечтает о балете. Вот и я так же с 5 лет грезила о театре.
В семье Семёновых не было артистов. Папа - экономист, мама - педагог. А Люда как в 5 лет увидела оперетту, так и загорелась. В 1931 году из родных Вязников Владимирской области семья переехала в Горький. В 1935-м открылся театр оперы и балета, а потом - балетная школа при театре.
- Никаких выдающихся артистов балета я не знала, но бредила балетом интуитивно. Я какая-то потусторонняя, - смеётся Людмила Константиновна. - Моя мама говорила: «Профессию нужно выбирать по любви, иначе это будет каторга». Вот я и выбрала. Хотя я была маленькой, худенькой. Пришла в школу в 15 лет, а выглядела на 10-12. И начало было не очень успешное. Но я старалась!
Первый импульс творчества Людмиле Семёновой дал легендарный балетмейстер Марк Цейтлин. А ведь Людмила Константиновна даже уходила из школы на химфак университета, не веря в свои силы. Но Цейтлин настоял - заявил маме нашей героини: «Её место здесь, в балете!» И дал ей роль в кордебалете беспризорников в сцене «Двор чудес» в постановке «Собор Парижской Богоматери».
Встретились два фаната
Её жизнь в профессии круто изменилась, когда в Горький в эвакуацию приехал Минский оперный театр. Партнёром молоденькой балерины стал солист Сергей Гончаров.
- Он сделал из меня человека. И характер выковал, и мастерство дал, - уверена Людмила Константиновна. - Я ухватилась за него! И начала вкалывать! Плакала, уставая, но занималась. Мы репетировали везде - в коридоре театра, ночью после спектакля в каморке под сценой, в пыли, при свете тусклой лампочки. Встретились два фаната. Причём он не только меня учил мастерству, тренировал мои мышцы, но и шил костюмы - бегал по базарам, искал красную ткань. Первой моей ролью с ним стала Клеопатра из «Вальпургиевой ночи» («Фауст» Гуно).
И партии посыпались, как из рога изобилия. С подачи Сергея Гончарова появились в репертуаре балерины Одетта и Одиллия из «Лебединого озера» - вершина мастерства любого артиста. Хотя поначалу Семёнова роли испугалась и всячески отпиралась. Листая толстые альбомы, поражаешься, сколько у Людмилы Константиновны было ролей, сколько образов, сколько партнёров.
- Я так счастлива, что в мой век в Горьковском оперном театре ставили много балетов. Сколько я танцевала! - улыбается Семёнова. - Даже в лесу танцевали - в войну перед солдатами. И на стадионе - перед работниками завода. В каждой моей роли была любовь, чувства. От влюблённости душа растёт, романы дают вдохновение для роли, но нельзя увлекаться. Искусство требует жертв, и я отдала ему всю жизнь. Иначе ничего не получилось бы!
И она завоевала статус примы-балерины. А в 1958 году на гастролях в Астрахани 37-летнюю Людмилу Семёнову «застало» звание заслуженной артистки РСФСР.
- В театр, прямо на спектакль, пришла правительственная телеграмма. И меня вызвали на сцену перед всем зрительным залом, объявили о награде. Мне бы слова говорить, а я растерялась, лицо руками закрыла - застеснялась. Мне и почестей никаких не нужно было! Я хотела только работать! Я сразу написала родителям письмо за подписью: «Ваша дочь, заслуженная артистка», - улыбается актриса.
Конечно, в профессии балерины много подводных камней, много интриг. Бывало, что Людмила Семёнова находила лезвие в своих пуантах. Но никому ничего не говорила, сжимала зубы и дальше танцевала.
«Я создала свой театр»
Наша героиня и не думала, что вернётся на сцену. Но судьба ей подарила ещё один шанс, ещё одно амплуа - режиссёра, балетмейстера, воспитателя человеческих душ. Она создала танцевальную студию в ДК имени Свердлова, где проработала 25 лет.
- Это моя гордость, моя вторая работа! - признаётся Людмила Константиновна. - Мои девчонки бежали ко мне на занятия с работы, с учёбы. Мы ставили такие замечательные спектакли! У нас не было ни зависти, ни интриг, как в профессиональном театре. И наши усилия увенчались успехом. Нашему самодеятельному коллективу дали звание народного! Я создала свой театр балета!
С 1992 года Людмила Константиновна на заслуженном отдыхе, но до сих пор её любимые ученицы прибегают к ней в гости, поздравляют её со всеми праздниками.
- Если бы мне предложили снова прожить мою жизнь, я бы ничего не поменяла, - говорит наша героиня.
Фото и фоторепродукции автора
Справка
Семёнова - заслуженная артистка РСФСР, прима-балерина Горьковского государственного театра оперы и балета. На горьковской музыкальной сцене исполнила главные партии в балетах «Эсмеральда»; «Каменный цветок»; «Раймонда»; «Красный мак»; «Бахчисарайский фонтан»; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро» и т.д. Л. Семёнова совершенствовала профессиональное мастерство в хореографических училищах Москвы и Ленинграда. Статья о Людмиле Семёновой есть в энциклопедии „Балет“ (издательство „Советская энциклопедия“, 1981 год). В своей книге „На музыкальной сцене“ о ней пишет замечательный нижегородский музыковед Игорь Елисеев.
Семёнова - заслуженная артистка РСФСР, прима-балерина Горьковского государственного театра оперы и балета. На горьковской музыкальной сцене исполнила главные партии в балетах «Эсмеральда»; «Каменный цветок»; «Раймонда»; «Красный мак»; «Бахчисарайский фонтан»; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро» и т.д. Л. Семёнова совершенствовала профессиональное мастерство в хореографических училищах Москвы и Ленинграда. Статья о Людмиле Семёновой есть в энциклопедии „Балет“ (издательство „Советская энциклопедия“, 1981 год). В своей книге „На музыкальной сцене“ о ней пишет замечательный нижегородский музыковед Игорь Елисеев.
Смотрите также:
- Танец Ариадны: легенда нижегородского балета об Улановой и канкане в 80 лет →
- Ощущение полёта: Методие Бужор об эстраде и сердцах нижегородцев →
- Максим Шостакович: «Мне нужно Богу вернуть долг» →