«Тексты Гоголя потрясающе свежи». Сергей Безруков о новом спектакле

Евгений Зимин / АиФ

Новая фантасмагория - попытка артиста залезть в голову сумасшедшего поразила зрителей.

   
   

Поделиться с близкими

Наталья Халезова, «АиФ-НН»: - Премьера спектакля «Сон разума» прошла в Москве 26 сентября. Почему Нижний стал первым городом, который увидел постановку после столицы?

Сергей Безруков: - Нижегородский зритель для меня - родной. Из Нижегородской губернии родом мои родители. Мама из Лыскова, папа родился в селе Белавино Вачского района, а школу закончил в Горьком.

Когда приезжаешь к родным людям, хочется угостить их самым вкусным. И когда у тебя что-то получается, хочется поделиться именно с близкими - с нижегородцами.

Цирк дю Солей от Безрукова

- Ваш новый спектакль поражает - это настоящий театр Мейерхольда, динамичный, пластичный, подвижный. Вы делаете такие акробатические этюды, аж дух захватывает. Не страшно?

- Согласен, спектакль «Сон разума» - это один из самых технически сложных в Москве. Он требовал серьёзного оснащения. Мы на сцене сделали цирк дю Солей. Это фантасмагория, иллюзион, с фокусами, акробатическими номерами. Иногда даже внутри спектакля не понимаешь, как это можно сделать. Совершать трюки на сцене опасно, но очень интересно. И это требует хорошей физической подготовки. Я артистов загонял - репетировали с утра и до вечера, исполняя мою волю (улыбается). Но я же трудился наравне с ними. Для всех нас это испытание, и моральное, и физическое.

Конечно, совмещать функции режиссёра и актёра в таких постановках крайне трудно. Я сначала поставил спектакль - за меня на сцене был дублёр. А потом за несколько прогонов мне нужно было включиться и сыграть главную роль. Пришлось кое-что изменить - я понял, что задыхаюсь и помру прямо на сцене...

   
   

- Значит, теперь от классического театра вы перешли к акробатике и пластике?

- Конечно, режиссёр должен попробовать разные жанры, в этом и есть развитие. Акробатика, пластика очень зрелищны, это элементы шоу. Но спектакль - это не просто набор аттракционов. Не нужно засилья цирка на сцене. Для меня очень важен драматический образ главного героя - я играю Аксентия Ивановича Поприщева, маленького человека, чиновника, дворянина.

На ваших глазах сходит с ума человек. Знакомые, посмотрев спектакль, сказали мне: «Становится страшно - ведь мы аплодируем сумасшедшему человеку». Отчаяние, боль от неразделённой любви, унижение человеческого достоинства, когда от переживаний человек «слетел с катушек» - он устраивает бунт. И только сойдя с ума, он становится поистине свободным. К нему приходит всё то, о чём многие мечтают. По сути, мы с вами очень зажатые люди - не можем отдаться до конца своим эмоциям, чувствам, находимся в рамках социума. Кто-то их называет рамками приличия, кто-то - нормами поведения. И вдруг человек нарушает все границы - говорит правду всем окружающим и становится свободным.

«Мир зазеркалья» сошедшего с ума человека открыл зрителю Сергей Безруков. Фото: АиФ/ Евгений Зимин

Гоголь - это счастье

- Почему выбор пал именно на Гоголя? Нельзя сказать, что он самый популярный на сегодняшний день автор в театре…

- Гоголь очень современен сегодня. Его произведения, написанные в середине XIX века, - о России, о нас с вами. И воплощать на сцене произведения Гоголя - это счастье! У меня уже был опыт - я играл Чичикова.

Тексты Гоголя потрясающе свежи. «Вот эти все чиновные отцы, что юлят во все стороны и лезут ко двору, говорят, что они патриоты. Аренды хотят эти патриоты. Мать, отца, бога продадут за деньги. Честолюбцы, христопродавцы». Разве не современные чиновники? Или «Цирюльник, который живёт в Гороховой, вместе с одной повивальной бабкой хочет по всему свету распространить магометанство. И от того, говорят, уже во Франции большая часть народа исповедует веру Магомета». Узнаёте действительность?

«Записки сумасшедшего» позволяют тебе нафантазировать такое, на что хватит фантазии. И я отпустил себя настолько, насколько позволяли технические средства.

А как сейчас актуальна проблема бедности! В спектакле есть номер, где я летаю над сценой под золотым дождём. И когда герой в полном восторге опускается на землю и собирает… золотую мишуру. Вот вам аттракцион, наполненный драматической глубиной. Для меня на первом месте всегда человек и его судьба.

С детства - запах кулис

- Вы играете на сцене, ставите спектакли, возглавляете Губернский театр, снимаетесь в кино. Как вы выживаете в таком ритме?

- Признаюсь, работы много. Недавно закончились съёмки картины «Млечный путь» на Байкале, премьера будет в январе. Также в январе состоится премьера спектакля «Весёлый солдат» по произведениям Виктора Петровича Астафьева. В наше время его произведения необходимо читать. Человек, прошедший войну, имеет право говорить о ней правду. И не дай бог нам всё это снова пережить! На главную роль я пригласил Бориса Галкина.

Также снимаюсь в авторском кино - играю танцовщика Алексея Темникова (артист балета после травмы оставил сцену, вернулся в родной город и переживает творческий и жизненный кризис. - Ред.). Пришлось встать к станку, вспомнить молодость (улыбается).

Я всё успеваю - и театр, и кино. Это несложно - надо просто любить то, чем ты занимаешься. Я очень люблю театр. Я в нём вырос, я с детства помню запах кулис. Для меня это жизнь! И только теперь я понимаю Олега Павловича Табакова, который всегда счастлив, когда видит успех своих учеников. Как меня радуют мои артисты!

Смотрите также: