В 1994 году в Москве был создан Государственный центр современного искусства - (ГЦСИ) музейно-выставочная и научно-исследовательская организация для поддержки и развития современного искусства в российских регионах.
Новая история
Нижегородский филиал появился три года спустя. Наш город был готов к этому и даже ждал такого события. Здесь уже были галеристы-энтузиасты - Анна Гор и Любовь Сапрыкина. Были зрители, ценившие современное искусство и готовые передавать эту любовь другим людям.
Не было только собственного здания нижегородского филиала. Но и без него удавалось организовывать интересные выставки, другие мероприятия на различных площадках.
В 2003 году Министерство обороны решило передать федеральному Министерству культуры здание Арсенала в кремле, построенное ещё при Николае I. Помещение находилось в ужасном состоянии, но Минкульт готов был взять на себя затраты по реставрации, чтобы у нижегородского современного искусства появился дом. Все эти годы шла титаническая работа. Отреставрированные по последнему слову техники, но сохранившие удивительный дух кремлёвских стен 7 тыс. кв. м приняли первых посетителей около года назад. 19-летие Нижегородский Арсенал встречает в новом пространстве.
- Хотелось одновременно показать всё, что мы делаем: выставки, авторские экскурсии с художниками, мастер-классы для детей и взрослых, музыкальную программу… Кафе, где можно обсудить впечатления за чашкой чая или кофе, - рассказала Анастасия Полозова, начальник отдела общественных связей Волго-Вятского филиал ГЦСИ. - Возможность действовать в таком прекрасном пространстве - это настоящее чудо. Так говорят все, кто видел, в каком состоянии было здание до ремонта.
Живой город
Новый проект в Арсенале «Жизнь живых» условно состоит из двух частей. Первая основана на коллекции столичного Государственного центра современного искусства. Зрители увидят произведения настоящих звёзд мирового искусства, созвучные городскому пространству Нижнего по теме, форме или материалу.
Здесь же собраны артефакты городской среды, например объявления загадочной Л.М.Л. Та ищет для племянницы жениха, рассказывает, что её не устраивает в городе, - словом, пытается в такой форме общаться с миром.
Вторая часть проекта - арт-резиденции. Художники из других городов приезжали в наш город и несколько недель создавали произведения на основе материалов, которые удалось собрать.
По сути, это художественное переосмысление городской среды, переосмысление роли уличных животных, природы, городских сумасшедших в повседневной жизни мегаполиса. На выставке по многочисленным просьбам зрителей снова экспонируется «Живой уголок» - инсталляция художника Владислава Ефимова и куратора Алисы Савицкой. Одна из главных её тем - нижегородская деревянная архитектура. Здесь можно прикоснуться к тёплым, всё ещё «живым» остаткам сгоревших, погибших по тем или иным причина старинных домов.
- В пространстве выставки мы пытаемся найти в огромном мегаполисе «живые» места, - рассуждает Артём Филатов, куратор выставки. - Я считаю, сегодня Арсенал - единственный культурный центр, способный говорить о современном искусстве с большим количеством людей на понятном языке. Современное искусство таит много смыслов...
Дзержинский солярис
«Белое море. Чёрная дыра» - проект художника Павла Отдельнова. Коренной дзержинец попытался показать историю промышленного центра через личные переживания. Здесь можно увидеть полустёртые лица ударников труда, чьими силами создавался город, масштабные полотна, изображающие цеха предприятий, видеофильм с воспоминаниями жителей о различных фактах истории Дзержинска.
- Разными художественными языками, через арт-объекты, через историю моей семьи я рассказываю историю города, - объясняет художник. - Не берусь прописывать рецептов, с какими чувствами человек должен уходить с выставки. Но мне хотелось бы, чтобы люди относились к своей истории как к части себя, а не как к отдалённому краеведению.
Кстати, промышленные отстойники «Белое море» и «Чёрная дыра», давшие название выставке, автор не рассматривает с негативной точки зрения. Для него накопленные десятилетиями тонны шлама - океан Солярис, хранящий в себе память и образы прошлого. «Именинные» выставки будут действовать несколько месяцев.
Анна Гор, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ:
- Больше года мы живем в новом пространстве. Было очень важно понять, кто и как ходит на наши события, каковы маршруты публики, удобно ли здесь людям. Наша задача - чтобы сложное, требующее интеллектуальной работы искусство всё же демонстрировалось в отрытой, удобной атмосфере.
Итоги 19 лет работы подводить сложно - в человеческом измерении это всё же время надежд и планов. Хочется развиваться вместе с нашей молодой аудиторией. Сегодня мы работаем с детьми начиная с трёхлетнего возраста. Через 10, 20 лет эти люди станут нашей основной аудиторией, приведут в эти стены уже своих детей.
Сегодня Арсенал - место художественной коммуникации для развитий человека и территории. Мы интеллектуально развиваем каждого отдельного зрителя, таким образом влияя на территорию. Город, регион получает креативных, думающих людей, способных творить лучшее будущее.
Смотрите также:
- В Волго-Вятской академии государственной службы открылась выставка «Открытки Нижнего Новгорода» →
- Наедине с шедевром. Впервые в Нижнем - оригинал творения великого Шагала →
- Культурный Нижний: историю города изучим по полотнам →