Армен Джигарханян о гастролях, любви к Нижнему и футболе

Армен Джигарханян. Фото Ирины Гладунко

Нижний Новгород, 24 июня - АиФ-НН. В свои 78 лет Армен Борисович очарователен. Лучезарный, жизнерадостный, с лукавой озорной улыбкой и глубокими мыслями. Как же он похож на философа Сенеку, в роли которого его увидел нижегородский зритель. Ласково обращается к собеседнику «моя девочка, мой мальчик». Но и не гнушается острого словца, когда речь заходит о проблемах. Он такой один - настоящий Джигарханян.

   
   

«Дед, иди домой»

- Армен Борисович, мы так рады снова видеть вас на сцене. Как вам дался этот шаг?

- Гастроли - это способ борьбы с зажирением, чтобы не сидеть на месте. Как говорил Георгий Товстоногов, удобно - это парикмахерский термин, в искусстве не бывает удобно. Конечно, гастроли - вещь трудная, не та кровать, не тот унитаз. Но без этого как же мы будем искать друг друга? Театр сродни бормашине, которая цепляет нас на грани боли. Без этого мы проживём среднестатистическую жизнь. Поэтому мы ездим, встречаемся, общаемся, удивляемся. Я работаю, даже страшно сказать, 60 лет в театре и до сих пор не знаю, зачем мы пришли сюда: поплакать, рассказать друг другу что-то, поделиться - вдруг у вас такого не было. Театр - странный способ общения.

Почему я вернулся на сцену? Я не знаю ответа - всё произошло ВДРУГ. Вдруг я понял, что хочу туда, меня потянуло снова играть. Но я осознаю свой возраст - я реальный человек. И каждый день я задаю себе один вопрос - могу ли я. Не дай мне бог, чтобы меня тащили за шкирку с репетиции. В искусстве ты должен творить до тех пор, пока способен рождать жизнь. На сэкономленном топливе далеко не уедешь - вот я сейчас пропущу спектакль, пойду посплю. Тогда никаких гастролей - посидим в скверике покемарим. Я уже договорился с близкими: если вдруг засну на репетиции, они меня разбудят и скажут: «Дед, иди домой».

«Это хороший город»

- А то, что этот выход произошёл в Нижнем Новгороде, для вас что-то значит?

   
   

- Признаюсь, я люблю ваш город уже 46 лет - с тех пор, как приехал впервые ещё с Ереванским русским драмтеатром им. Станиславского. Я не устаю признаваться в любви вашему городу со слезами на глазах. Нас свела судьба. За эти годы приезжал сюда много раз. И воистину полюбил Нижний Новгород - честно, без соплей. Я читал когда-то, что здесь есть Стрелка, слияние Оки и Волги, но я почувствовал, что это хороший город, только когда приехал сюда. Последний раз я был у вас в 2005-м, на гастролях. В этот раз по дороге в Нижний у меня внутри, в душе что-то шевелилось. Это дорогие вещи! И мы выйдем на нижегородскую сцену, и будем ждать встречи со зрителем. И будем счастливы! Может, ради этого и живём.

А ещё с вашим городом меня роднит любовь к Горькому. Одно из самых сильных моих потрясений в жизни связано с его романом «Жизнь Клима Самгина». В 80-х режиссёр Виктор Титов пригласил меня принять участие в многосерийном фильме. Я попросил прислать сценарий, на что мне Виктор ответил: «Если хочешь получить истинное удовольствие, прочитай роман!» Роман в 4 книгах! Где же я найду столько времени? Я счастлив, что я прочитал его! Это гениальное произведение - русский народ, русский язык, русская женщина.

- Я слышала, что вы договорились о сотрудничестве с нашим драматическим театром. Расскажите, что это за проект?

- Эта идея родилась спонтанно, в разговоре с директором нижегородской драмы Борисом Кайновым. Это некий обмен премьерами. К примеру, в Нижнем новый спектакль. А почему бы вашей труппе не приехать с ним в Московский драматический театр. Это огромные возможности проверить себя на столичной сцене. И тогда мы скажем артистам: «Дети, вы плохо играли, зритель заснул». Или, наоборот, похвалим. Мы с Борисом пообщались всего два дня, и он показался мне человеком, рассуждающим вполне реально, владеющим театральными секретами. Это прекрасно! Правду говорю, подлизываться мне не за чем - он же не возьмёт меня в театр (смеётся).

 

Фото Ирины Гладунко

Чемпионат или авантюра?

- В театр не возьмут - так у вас свой есть. А в кино сейчас не снимаетесь?

- Пока не снимаюсь - выяснилось, что у меня ставки высокие. Мой съёмочный день стоит 5000 долларов. Они говорят: за эти деньги мы возьмём 5 актёров. Так берите 5 маленьких джигарханянов. Зато у меня пенсия нормальная - 20 тысяч рублей. Что говорить, мы бедная страна! Да, мы строим Саяно-Шушенскую ГЭС, кормим революционеров Сирии, Мурюрии и Популии, но сами мы нищие.

- Нищие, но Олимпиаду в Сочи проводим, строим стадионы к чемпионату мира-2018…

- Я обожаю футбол, и вот у нас восторгаются, что мы будем чемпионат принимать. Но когда я смотрю на эти стадионы, понимаю, что они будут строиться за наш счёт, за счёт нашей жизни. А надо ли это такими средствами? Мы с вами стали свидетелями, сколько людей при строительстве объектов в Сочи стали предателями нации. Мы так скоро тюрьмами будем заниматься, а не фестивалями. Как написал кто-то из великих: «Можете Россию одним словом назвать? - Воруют». Нужно сначала всё продумать, чтобы не совершать трагические ошибки. Нужно посчитать свои силы, иначе получится не чемпионат, а авантюра. Как в театре - когда у вас в труппе нет Гамлета, нечего его и ставить. Хотя само желание провести чемпионат - это хорошо.

Как нам относиться к отечественному футболу, если у нас есть забавная команда «Анжи» - по полю бегают Это`O, Муту, Куту во главе с режиссёром Гусом. Кто эти случайные люди? В Советском Союзе мы гордились нашим футболом - у нас был чемпионат СССР. Когда команда «Арарат» выигрывала у «Динамо» Тбилиси, это было счастье. А сейчас… Наших футболистов, играющих за иностранные клубы, можно назвать одним словом - заблудшие. Чуть показали больше денег, они и побежали. Зато мы театральная держава. Наши победят! (улыбается).

«Полечиться» - в зрительный зал

- Кстати, о театральной державе. Может, в столице таких проблем нет, но нижегородские театры страдают - зрители не очень охотно идут на спектакли.

- К сожалению, театр сейчас играет не главную роль, мешающее обстоятельство для его развития - деньги, у кого их больше, тот и выигрывает. Но я думаю, театр это не погубит. Ведь я время от времени хожу в поликлинику: думал, что всё будет хорошо, но вдруг флюс, и я бегу в больницу. Также и с театром. Потребность «полечиться» приводит человека в зрительный зал - здесь нас немного приласкают, заверят, что всё будет хорошо!..

Смотрите также: