Над колокольней Никольского собора плывут чистые колокольные звоны. Десятки православных прихожан стоят внизу, подняв головы, и слушают звенящие перепевы. Женщины поправляют сползающие платочки и прижимают руки к груди. У мужчин лица торжественные, многие держат за руку детей.
Маленький мальчик, донимавший бабушку вопросом «Почему у церкви купола золотые?», садится на ступеньки и внимательно слушает необычную музыку.
Там, на звоннице, на высоте 25 метров, собрались звонари из Нижнего Новгорода (собор Александра Невского, собор Михаила Архангела) и области (Выксунская епархия, Лысковская епархия, Городецкая епархия). По словам диакона Свято-Никольского собора Виктора Дудкина, на этом фестивале звонари обмениваются опытом, могут показать себя и посмотреть других, а для слушателей – это возможность прикоснуться к Богу.
На колокольню ведет крутая, почти отвесная лестница. На самом верху собрались участники фестиваля, звонари из разных приходов города и области.
Старший звонарь Никольского собора Максим Шариков охотно рассказывает о том, что этот набор колоколов – один из самых больших в Нижегородской митрополии. «Самый большой колокол весит 2 тонны 700 килограммов, а самый маленький – 8 килограммов, - рассказывает Максим. Он служит в соборе больше года. А до этого он учился искусству звонаря в Нижегородской школе колокольного искусства в течение двух месяцев. «Занятия проходят каждый день по три часа, - рассказывает старший звонарь, - Не так-то это просто – научиться выдавать хорошие звоны. Конечно, надо заниматься этим по призванию, чтобы мелодия шла от сердца, из самой глубины души».
Александр Ломтев из храма Троицы Живоначальной из Заволжья тоже недавно занимается колокольным искусством. «Как раз на прошлую Пасху и начал звонить, - говорит Ломтев. – Иногда во время звона ощущаешь, как срастаешься с колоколами, становишься с ними единым целым. Наверное, так и должно происходить: ведь задача звонаря – быть передаточным звеном между службой, которая идет в храме, и молитвами прихожан». Ломтев признается, что акустика Никольского собора – одна из лучших в области и дает возможность выявить во время перезвона душу каждого колокола в полной мере.
«Каждый колокол имеет свой звон, свою мелодию и ритм, - рассказывает Александр Ломтев, - Самые большие колокола называются благовестными, а самые маленькие- зазвонными. А между ними – колокола, которые используются для создания мелодии. Все они звучат по-разному, каждый нужно понять и правильно раскрыть его звук».
Юрий Ушанов из собора Пресвятой Богородица села Катунки Чкаловского рафона опытнее своих товарищей. Видимо, поэтому ему доверили первым начать перезвоны. Он занимается колокольным искусством больше пяти лет и открывал уже 15 фестивалей на Украине, Каменск-Уральске в Пермском крае, Алексеевском и Елабуге в Татарстане.
«В августе снова поеду в Елабугу на фестиваль, - рассказывает Юрий и показывает на дисплее мобильного телефона фотографии с прошлых мероприятий по колокольному искусству. – У нас в Катунках на звоннице 12 колоколов. Самый большой колокол весит у нас 3 тонны 600 килограммов, а самый маленький - 6 килограммов. Они все отлиты в Каменск-Уральске». Юрий рассказывает, что когда стоит на колокольне и звонит, то испытывает сильное воодушевление. Оказывается, что не только у него такие ощущения во время колокольного звона. «К нам часто приезжает одна женщина и привозит с собой сына, - говорит Ушанов. – Парень- красавец, здоровый, вроде аутизм у него: он живет, словно в своем мире. Мать верит, что колокольный звон поможет ему обратиться к миру нашему. Приводит его на звонницу, к колоколам, говорит, что они имеют лечебное свойство. И вроде сын у нее немного живее становится. А по себе замечаю, что, действительно, есть у колокольного звона исцеляющий эффект. Я вот пять лет работаю и уже сколько времени не болею. Ведь на колокольне звонарь стоит в любую непогоду, даже в морозы, продувается всеми ветрами, а простудные заболевания меня не берут».
Ушанов рассказывает, что к нему на колокольню часто приходят люди, чувствуют, что от колоколов благодать им идет, не только слушают, но и прикладываются к ним. Особенно его самого поразил один старый колокол в Елабуге, который подняли со дна реки. Эта пятитонная махина пролежала там 150 лет, подняли ее уже позеленевшей от воды и времени. Говорят, его отлили еще при Иване Грозном.
Оказывается, звонари часто работают в наушниках, чтобы долгий звон не оглушал. Не зря раньше говорили, что все звонари глуховаты. Еще можно так наиграться с веревками колоколов, что появтся мозоли, поэтому некоторые звонари работают в перчатках. «Некоторые волнуются и сильно зажимают веревки, - рассказывает о звонарских секретах Юрий, - Они же из капрона сделаны и натирают ладони. А с мозолями играется не так свободно, как хотелось бы душе».
Михаил Волков - молодой звонарь, который трудится при Никольском соборе. Он начинающий звонарь, его стаж – всего два месяца. Но мелодия, которую он исполнил, уже заслужила аплодисменты публики, как и игра более опытных мастеров. «Я пока еще не все умею, - говорит Михаил, - но очень стараюсь. Работа с колоколами дает мне духовные силы, а старший звонарь Максим говорит, что они еще исцеляют: он не помнит, когда в последний раз болел. Заберешься сюда, на самый верх, - и сразу наступает спокойствие, забываешь о суете». Судя по умиротворенному выражению лиц слушателей фестивального звона, они разделяют ощущения звонарей. «Хорошо играют, - говорит пожилой мужчина, опираясь на клюшку. – Звон поднебесный стоит - на колокольне и на душе».
Смотрите также:
- В Нижнем существует уникальная школа звонарей →
- За что Иоанн Предтеча лишился головы →
- Учимся любить, как Петр и Феврония →