Танец Ариадны: легенда нижегородского балета об Улановой и канкане в 80 лет

Фото автора

«Её сожгли на костре!»

   
   

Родители назвали её мифическим именем Ариадна, веря, что девочку ждёт необычная судьба. Театр стал спутником нашей героини с рождения - за день до родов мама Ады ходила на спектакль. Может быть, внутри себя она чувствовала, что храм искусств станет для дочки вторым домом, где она найдёт призвание и любовь.

Родители маленькой Ады не относились к актёрской профессии (мама - главный бухгалтер, папа - торговый работник), но семья не пропускала ни одной премьеры. Аду бабушка отвела в оперный в 6 лет.

- Это был балет «Эсмеральда». Таких постановок сейчас не делают! В спектакле даже играла… живая козочка. Публика рыдала, когда на сцену после пыток выводили измученную цыганку, и преданная козочка начинала её жалостливо облизывать. В финале героиню сжигали, и на сцене на переднем плане был громадный костёр, настоящие языки пламени. Я плакала на весь театр: «Её сожгли на костре!» Успокоилась, только когда балерина вышла на поклон, - говорит актриса.

Театр казался девочке сказочным миром, до того реальным и восхитительным, что 6-летняя Ада решила - буду балериной. И придя из театра, весь вечер кружилась перед родителями.

В 8 лет Ариадна уже танцевала в студии при Горьковском театре оперы и балета. Училище пришлось на годы войны. Не то что образование получать - жить было тяжело.

- Есть было нечего, нас спасали рабочие карточки. Город постоянно бомбили, было очень страшно. Однажды бомба упала рядом с церковью, где стояла зенитка, а в подвале был склад оружия. Был жуткий взрыв. Говорили, что в результате него погибли автозаводцы, которые спасались в верхней части города от бомбёжек… Театр стал отдушиной. Декорации делали из рогожки, марли, а люди ходили, были аншлаги!

   
   

Высшая похвала

Отличницу Аду по окончании училища в 1949 году сразу приняли в Горьковский театр, солисткой. Одна из первых партий, запомнившихся на всю жизнь, - роль Марии в «Бахчисарайском фонтане». Её принимали и в Ленинградское училище, но там не оказалось мест в общежитии, а у родителей Ады не было возможности оплачивать проживание в Северной столице. Приглашали балерину и в Москву, учиться. Но ведь в родном городе артистке уже предлагали сольные партии, и она предпочла остаться в Горьком.

- Моим кумиром была Галина Уланова. Великую балерину я впервые увидела в фильме «Жизель». Когда уже работала в Горьком, в отпуск часто ездила в Москву - пересмотрела все её постановки в Большом театре. Для меня это был эталон, я пыталась ей подражать. И уже на первых моих гастролях в Ярославле публика мне кричала: «Уланова». Для меня это была высшая похвала, - говорит Ада Александровна. - Сама Уланова приезжала в Горький несколько раз со спектаклями. На репетиции приходила скромная маленькая женщина - на сцену выходила богиня. Мне также довелось позаниматься в классе и с Майей Плисецкой, и с Екатериной Максимовой. Трудились все наравне, никто не «звездил»…

 

Фото из архива Ариадны Гуськовой

 

Аплодисменты диктатора

Яркий период биографии молодой балерины связан с Новосибирским оперным театром. В 50-е годы он гремел на всю страну наравне с Большим и Мариинским. Поэтому в 1957 году театр пригласили на гастроли в Китай. Актриса провела в Поднебесной 3,5 месяца и успела покорить публику.

- Шанхай - европейский город, шикарные гостиницы. Ничего этого мы в СССР не видели. А какой был тёплый приём! На «Лебедином» у нас был сам Мао Цзэдун. Ему очень понравилось, после спектакля он пришёл за кулисы, нас поздравил. Я даже смогла после спектакля с ним сфотографироваться, и карточку опубликовали в журнале «Дружба». Для нас устроили правительственный приём, на котором мы танцевали с Чжоу Эньлаем (премьер-министром Китайской Народной Республики. - Авт.).

Но в родном городе ждала мама и любимый человек…

Канкан в 80 лет

…И Ада вернулась в Горький. И сразу стала танцевать все ведущие партии - Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Жизель, Эсмеральду… Газета «Советская культура» про неё написала: «Немногие труппы могут похвастаться такой яркой солисткой, выросшей в коллективе, воспитанной им».

Но не только творческий, но и личный успех ждал нашу героиню. Страстное чувство, рождённое в стенах театра, плавно перетекло в семейную жизнь Ариадны, - вот уже больше 50 лет Ада Александровна замужем за известным нижегородским артистом балета Всеволодом Гуськовым. Талантливый танцовщик, актёр, красавец мужчина, высокий, статный, снискавший похвалы московских критиков. Они были очень яркой парой и на сцене, и в жизни.

- Не передать, каким он был великолепным партнёром, эффектным мужчиной! Меня подбрасывал, как пушинку. Муж в прямом смысле носил меня на руках, - улыбается Ада Александровна. - В любом браке женщина должна быть покладистой и умной. А в балетной семье всегда есть о чём поговорить (улыбается).

Он работал до 80 лет - драматическим артистом в оперетте. На девятом десятке в спектакле отплясывал канкан. Только недавно состояние здоровья вынудило Всеволода Николаевича уйти на заслуженный отдых. А вот Ада Александровна на пенсию не собирается - окончив балетную карьеру в 40 лет, более 35 лет проработала завтруппой, теперь трудится помощником режиссёра, является одним из организаторов Всероссийского фестиваля «Болдинская осень».

- Для меня театр - это вторая жизнь, - констатирует наша героиня. - Единственное, о чём жалею, что карьера не дала возможности стать матерью…

Смотрите также: