Анна Ермакова - о пушкинском наследии и уважении к публике

   
   

Фестиваль как экзамен

- Идея фестиваля зарождалась в умах моих предшественников - Павла Михайловича Резникова, директора театра, известного в Горьком дирижёра, Анатолия Геннадьевича Трухманова, руководителя Управления культуры Горьковского облисполкома, в Министерстве культуры РСФСР. Воплощать идею в жизнь выпала честь мне. В 1986 году я только пришла в театр. Если бы не помощь моих коллег, мне было бы очень сложно. Руководили первым фестивалем Отар Михайлович Дадишкилиани - режиссёр-постановщик театра, П. Резников, который остался в театре в качестве дирижёра. «Болдинская осень» стала моим университетом. Каждый раз, открывая фестиваль, я сдаю экзамен. Благодаря «Болдинской осени» теперь нет в России другого такого театра, где сохранена в таком объёме вся Пушкиниана. Конечно, было непросто. Становление фестиваля выпало на тяжёлые, переломные годы, когда всё вокруг рушилось. Бывало, что мы за костюмами ездили в Арабские Эмираты - помог друг театра. Мы покупали ткани в соответствии с выкрасками, которые давал нам художник. Многое делается на личных контактах. Порой мастера сцены у нас бесплатно выступали.

«Болдинская осень» - своеобразный смотр-конкурс всего того, что сделано за год. Некоторые произведения специально создаются к фестивалю. Для I пушкинского праздника Лилия Сабитова, народная артистка РФ, сочинила и исполнила поэтико-танцевальное эссе «Ночь» на музыку Чайковского. Анатолий Соловьяненко, народный артист СССР, для концерта в Болдинском музее-заповеднике подготовил вокальную программу на пушкинские тексты.

Татьяна из Японии

- Изюминка фестиваля - мы приглашаем исполнителей не только из Москвы и Петербурга, но и из других городов и стран. У нас работали дирижёр Карлос Жираудо (Аргентина), пианист и дирижёр Борис Блох (США - Германия).

Талантливая японская певица Чихиро Кавадзоэ для нашего фестиваля за год выучила партию Татьяны для «Евгения Онегина» на чистом русском языке. Это был яркий и необычный штрих, вошедший в историю фестиваля.

В 94-м испанский хореограф Луис Руффо поставил с нашими артистами балет «Кармен-сюиту» на музыку Бизе и Щедрина, а также хореографическую миниатюру «Жар-птица» на музыку Стравинского, которую исполнили в Большом Болдине солисты Мадридского балета Роберто Сарсоса и Cария Хай-буллова.

Гении и призраки оперы

- Сколько звёзд выступали на нашем фестивале! - продолжает Анна Дмитриевна. - К примеру, известные артисты русского балета - Никита Долгушин, Ольга Ченчикова, Людмила Семеняка, Равиль Багаутдинов, Татьяна Чернобровкина…

Общение с мастерами даёт многое. Уже одно знакомство с потрясающей балериной Майей Плисецкой (она принимала участие в «Болдинской осени» в 1996 году с «Имперским русским балетом») - событие на всю жизнь. Она выдающаяся женщина. В ней меня поразила прежде всего простота. Величие в простоте. Такие люди владеют профессией глубоко, самозабвенно. Они знают, чего стоит их талант. Я рада служить таким людям, которые делают прекраснее нашу жизнь. Им не надо раздувать щёки. Звёздная болезнь - это удел шоу-бизнеса, где артисты на сцену с охраной выходят. И когда наши эстрадники пытаются петь оперу на федеральном канале… На экране нет оперы, только призрак. Сплошная имитация. Почему не показать настоящих мастеров?!

   
   

В этом году мы подготовили звёздные подарки для нижегородцев. Фонд Ирины Архиповой и народный артист СССР Владислав Пьявко привозят концерт «Страсть любви». Но на этом наше сотрудничество не закончится. Владислав Иванович как профессор консерватории будет готовить со своими учениками для нас оперные партии. Приезжает Фонд Мариса Лиепы, с которым мы давное работаем. В фестивальной афише - «Дягилевские сезоны» с Илзе Лиепа.

Кусочек радости

- Оперный театр - дорогое удовольствие для бюджета. Но ради денег мы ни за что не пойдём по псевдомодернистскому пути - не будем издеваться над классикой! Глубоко убеждена: умеренный консерватизм в сочетании с реалиями сегодняшнего дня - единственно правильная позиция. Чтобы публика, приходя в наш зрительный зал, понимала, что мы её уважаем. У нас не всё гладко - много проблем и финансовых, и психологических.

Но есть стержень - ощущение публики. Людям не хватает чувства надёжности, всё зыбко, нестабильно. А театр даёт кусочек радости, частичку счастья. Поэтому люди и возвращаются к нам за этими ощущениями.

Сейчас мы все в ожидании нового оперного. Нынешнее здание пришло в негодность. Сейчас заканчивается подготовка проектно-сметной документации, в 2013-2014 году мы должны переехать. Когда я пришла в этот театр в 1986 году, у меня было 3 мечты - чтобы присвоили театру звание академического, чтобы труппа поехала за рубеж и чтобы мы переехали в новое здание. Программа-максимум практически выполнена...

Смотрите также: