Почти сто лет древнегреческий бог простоял без этой детали туалета, но реставраторы оказались непреклонны. Владимир Никифоров, руководитель реставрационной бригады Большого театра, утверждает, что фиговый листок был (он виден на найденных фотографиях конца XIX века), но исчез в начале прошлого столетия. Почему под фиговым листком оказалось тщательно вылепленное мужское достоинство – остается загадкой. Мы решили поинтересоваться у экспертов, стоило ли прикрывать «божественный срам» или следовало сохранить бога в уже привычном виде.
Владимир Петрович Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии древнего мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина:
– Эта скульптура была создана в XIX веке, примерно во второй половине, тогда было не принято изображать мужчин без фиговых листов, поэтому его так и изобразили. Не могли сделать иначе. Во всех дворцах, усадьбах, парках того времени у скульптур обязательно есть фиговые листы. Странно, что раньше фигового листа не было, потому что в Советском союзе не поощрялись такие вещи, даже в нашем музее в 50-е годы все слепки античных статуй были снабжены фиговыми листами, которых у них раньше не было, а затем уже в 60-70-е их сняли.
Алла Щипакина, историк моды, модельер:
– В Пушкинском музее, конечно, тоже стоит Аполлон с фиговым листом, поэтому наличие фигового листка вполне возможно. Большой театр должен быть скромным и не вызывать эротических чувств, порнографических, как сейчас говорит молодежь. Однако вылепить фиговый лист Аполлону у нас не забыли, а вот Фемида спокойно стоит без повязки. Нигде в мире такого больше нет, только у нас (статуя древнегреческой богини правосудия Фемиды расположена на здании Верховного суда РФ. По канонам богиня изображается с весами в левой руке, обоюдоострым мечом в правой и повязке на глазах. Весы при этом являются символом справедливости, меч – символом духовной силы и воздаяния, а повязка на глазах символизирует беспристрастность. У статуи на здании суда отсутствуют два из трех основных атрибутов – меч и повязка, – Прим. ред.).
Элеонора Шулепова, председатель специализированного совета «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов»:
– Фиговый лист у Аполлона был еще до революции, а то, что было ранее и теперь восстанавливается, можно воспринимать только одобрительно. Ведь мы постоянно что-то в здании теряем. Человек растет, меняется внешне, то же самое происходит и с любым зданием. Настоящие архитекторы и реставраторы, когда работают с историческими зданиями, они воспринимают образы, которые были созданы архитекторами изначально и возвращаются к этим образам. То же самое произошло с Аполлоном. Все время, сколько мы занимаемся в Российском институте культурологии, вопросами архитектурного наследия, мы об этом говорим: очень важно восстанавливать утраченное.
Конечно, зданию, как и человеку, изменения бывают просто необходимы. Когда я узнала, что под Большим театром построили еще шесть этажей, мне было немного не по себе: там ведь воды… Но старым зданиям приходится приспосабливаться к новым нуждам. Сейчас, например, еще стартует проект с Пушкинским музеем: из него сделают комплекс, наподобие Лувра – несколько объединенных зданий, стеклянный вход. От этого никуда не денешься, жизнь заставляет перестраиваться, приспосабливаться, но желательно, чтобы общий облик или, как еще говорят, образ не менялся. Что изменилось в Аполлоне над Большим театром? Я считаю, ничего.
Смотрите также:
- Такое не пропустишь! В Нижнем Новгороде установили скульптуру «Прорыв» →
- Операция «реставрация». Как художники «спасали» Горького и Шаляпина →
- Нижегородский кремль: древнее, чем мы думали… →