Первого марта 2009 года в законную силу вступили пункты 41.1 и 41.2. "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Эти пункты устанавливают правила получения страхового возмещения без документов сотрудников милиции по некоторым дорожно-транспортным происшествиям. А значит и не нужно проходить весьма неприятную процедуру оформления происшествия в ГИБДД.
Если Вы попали в аварию и кроме Вас и другого участника больше никого нет, а также повреждения автомобиля не являются значительными (царапины, мелкие вмятины), что вполне можно отремонтировать за сумму, не превышающую 25 тысяч рублей и кроме этого виновник признает свою вину - то такое ДТП попадает под требования этих пунктом. Из документов, подтверждающих ДТП страховая компания обязана принять только заполненное Вами и вторым участников - извещение о ДТП, бланк которого обязательно приложен к Вашему полису ОСАГО. Сама процедура заполнения извещения о ДТП не составляет особого труда. В извещении необходимо указать данные обоих участников ДТП, данные автомобилей, записать поврежденные элементы и составить краткую схему ДТП, где указать место столкновения в привязке к улице и какому-либо номеру дома, а также указать направление движение обоих автомобилей в момент столкновения. Более никаких документов по установлению причин ДТП страховая компания требовать не в праве. Закон об ОСАГО не содержит указания на какие-либо иные документы, подтверждающие наступление страхового случая при упрощенном ДТП, согласно пунктам 41.1 и 41.2 Правил ОСАГО.
Однако стоит отметить, что если Вы все-таки сомневаетесь в виновности в ДТП или сомневается второй участник, либо не уверенны, что 25 тысяч рублей Вам хватит на ремонт Вашего автомобиля или автомобиля второго участника - Закон ни в коем случае не лишает Вас права обращения к инспекторам ДПС.
Как же на практике работает система выплат страхового возмещения без участия уполномоченных органом?
Из анализа комментариев отделов урегулирования убытков нескольких ведущих страховщиков Новосибирска - можно выделить следующее. При обращении потерпевшего по ДТП без вызова инспекторов ДПС, с одним бланков извещения о ДТП - выплата страхового возмещения происходит очень некачественно. Часто страховщики тянут, урезают, а вовсе и вообще отказывают в возмещении. Объясняется это большим числом страховых мошенников, которые пользуются данными пунктами Правил ОСАГО и пытаются обмануть страховую компанию. Страховщик ни как в этом случае не защищен Законом от мошеннических действий. Данные, представленные потерпевшим не подтверждены компетентным государственным органом. Тем самым проверку на достоверность не проходили. Тем самым в отношении данных, следующих из бланка извещения о ДТП можно выдвигать множество неосновательных опровержений, чем страховщики и пользуются. Со слов представителей страховых компаний при таком ДТП необходимо вызывать аварийного комиссара, который должен приехать на место ДТП, сделать фото, составить схему ДТП и взять объяснения с участников ДТП. Далее потерпевшему в ДТП необходимо будет обратится в организацию, от которой приезжал аварийный комиссар и получить необходимый пакет документов по ДТП. Пакет состоит из схемы ДТП, объяснений участников, извещения о ДТП, а также документы ГИДББ. Либо эти документы будут отправлены в соответствующую страховую компанию по указанию потерпевшего. Зачем же здесь документы ГИБДД, когда ДТП оформлялось без вызова милиции? Согласно пункту 2.6 "Правил дорожного движения РФ" - допускается не вызывать на место ДТП инспекторов ДПС при незначительном ущербе и взаимной оценкой событий в отношении виновника ДТП. Водители вправе самостоятельно прибыть на пункт милиции с самостоятельно составленной схемой ДТП. Как раз аналогичный правовой смысл в части незначительного ДТП содержит пункт 41.1 Правил ОСАГО. Только самостоятельно составленную схему ДТП и другие необходимые данные об участниках ДТП составит и отвезет на пункт ДПС - служба аварийного комиссарства от который на место Вашего ДТП приезжал аварийный комиссар. Кроме этого - данная услуга по оформлению ДТП будет платной и возмещению страховщиков подлежать не будет т.к. эта услуга необязательно законом. Вы приобретаете ее добровольно. Вот только страховщик, получив такой пакет документов, намного качественнее рассмотрит Ваш страховой случай и без длительных задержек выплатит необходимый размер страхового возмещения. Объясняется это опять же защитой от мошенников, так как одно извещение о ДТП содержит намного меньше сведений о ДТП, чем полный пакет документов, представленный аварийным комиссаром. Мошенникам обмануть страховщика так будет намного сложнее, чем представив только извещение о ДТП. Кроме этого компании, предоставляющие услуги аварийного комиссарства, получают неплохой доход от услуги оформления ДТП без ГИБДД. В среднем ее стоимость оценивается в 500 - 1000 рублей за одно ДТП.
Правовой смысл такого поведения участников автострахования заключается в фактическом применении пункта 2.6 "Правил дорожного движения РФ", разрешающему водителям самостоятельно прибыть в милицию со схемой, а не ждать инспекторов на дороге весьма продолжительное время. Но при этом фактически выполняется участие ГИБДД в оформлении такого ДТП. А пункт 41.1 Правил ОСАГО тут ни как не работает. Однако данный пункт Правил как раз допускает оформления без участия инспектора в принципе, и не только на этапе приезда на место ДТП, но и в последующем. На пракрите ГИБДД все равно принимает участие в оформлении ДТП, только общаетесь с инспекторами не Вы, а аварийный комиссар. И при этом Потерпевший вынужден оплачивать услуги аварийного комиссара, хочет он этого или нет.
Правомочен ли страховщик некачественно выплачивать страховое возмещение при предоставлении только извещения о ДТП?
Анализ пункта 41.1 Правил ОСАГО и всего Закона в целом позволяет сделать вывод в том, что единственным документом, содержащим сведения о ДТП и который потерпевший обязан предоставить страховщику - является извещение о ДТП. Идентичные правила содержит и пункт 2.6.1. "Правил дорожного движения РФ". Получая извещение о ДТП страховщик может определить место ДТП, его обстоятельства и повреждения автомобилей. Абзац 7 пункта 41.1 Правил ОСАГО устанавливает право страховщика на проведение автотехнической экспертизы автомобилей обоих участников, если не сможет установить обстоятельства ДТП из одного извещения о ДТП. Обязанность потерпевшего предоставить свой автомобиль на осмотр страховщику - устанавливает пункт 45 Правил ОСАГО. А обязанность виновника ДТП предоставить свой автомобиль на осмотр страховщику - устанавливает пункт 48 Правил ОСАГО. Тем самым Закон оставляет за страховщиком право произвести подробное и всестороннее расследование по страховому случаю. Почти у каждого страховщика существуют договорные отношения с экспертами автотехниками, что дает страховщику возможность в течение срока выплаты возмещения 30 дней произвести консультации с автотехниками, провести самостоятельно экспертизу по установлению причин ДТП и убедится в достоверности представленных потерпевшим сведений. Однако страховой компании выгодней возложить расходы оплаты услуг комиссарства на потерпевших, чем платить своему эксперту по таким ДТП, количество которых весьма высоко. В суде же такой спор вероятнее всего обернется положительно для потерпевшего. Суды руководствуются Правилами ОСАГО, а в них сказано, что извещения достаточно. Поэтому если нет желания платить аварийному комиссару, то страховое возмещение в должном размере будет взыскано суде. Но судебные издержки стоят на порядок дороже, чем стоимость услуг организаций аварийного комиссарства.
Что касается антимонопольной оговорки в части навязывания согласия воспользоваться услугами аварийных комиссаров.
Информацию о необходимости воспользоваться услугой аварийного комиссара для оформления ДТП без ГИБДД, участники ДТП получают, когда звонят аварийному комиссару по телефону с места ДТП. Диспетчер всегда указывает на необходимость воспользоваться платной услугой. Якобы без нее выплату не получите. Однако организации по предоставлению услуг аварийного комиссарства - не являются хозяйствующими субъектами, занимающие доминирующее положение на рынке, и кроме этого участники ДТП не являются для такой организации контрагентами, т.е. состоящими в договорных отношениях. Тоже самое можно сказать про отношения между страховщиком и потерпевшим при получении возмещения в страховой компании виновника. Ни какие договорные отношения потерпевшего и страховую компанию не связывают. Иная ситуация в случае получения возмещения у страховщика потерпевшего, т.е. у страховщика, у которого Вы покупали страховку ОСАГО. Тут у Вас заключен договор ОСАГО, тем самым Вы являетесь для своего страховщика контрагентом. Но так как большинство страховщиков занимают доминирующее положение на рынке, навязывать участникам ДТП услуги аварийного комиссара они не будут. Страховщики просто затянут или откажут в выплате. Тем самым под положения статей 10 и 11 ФЗ "О защите конкуренции" данная ситуация не подпадает и виновных лиц к ответственности не привлечешь. Получается, что на данный момент воспользоваться услугами аварийного комиссара намного выгодней для потерпевших, чем потом нести судебные расходы. Поэтому решать Вам, уважаемые пользователи!
Смотрите также:
- Дорожные войны: как в Нижнем Новгороде отличить санкционированную парковку от стихийной →
- Время договариваться и искать компромиссы →
- Не платите страховым мошенникам →