На днях подтвердилась информация о том, что компания Uttech не будет строить в Борском районе цехи для сборочного производства Сhevrolet.
Хорошо это или плохо - пусть решают аналитики автомобильного рынка. Но известные марки покидают регион не в первый раз.
Спасибо этому дому, пойдём к другому
Как заманчиво звучали совсем недавно перспективы производства у нас в области Toyota, Mitsubishi, Peugeot, Hyundai, Сhevrolet. Малопонятные, но впечатляющие слова вроде "кластеров" (группа объектов, объединённая общим признаком. Автомобильный кластер, если примитивно, - сеть производителей компонентов мирового класса, позволяющая создать условия, при которых отечественные поставщики подтянулись бы до уровня зарубежных. - Ред.), убеждали, что инвестиционная привлекательность несёт реальные результаты.
Не будем брать в расчёт ознакомительные визиты со стороны Toyota и других. Но практически как о свершившемся факте говорилось о сборке на нижегородской территории двух гигантов - Peugeot и в меньшей степени Hyundai. Оба изучали площадки в районе Дзержинска. Сначала вежливо распрощались южнокорейцы. А затем, изучив условия, в том числе и экологические, ушёл и PSA Peugeot Citroen, о проекте с которым говорилось с таким воодушевлением.
Hyundai в итоге разместится под Санкт-Петербургом, а Peugeot будут собирать в Калужской области. Это означает, как пишут аналитики рынка, что там же, под Калугой, разместится и японской Mitsubishi, являющийся глобальным партнёром французской PSA Peugeot Citroen и намеренный там выпускать уже в 2009-м Outlander XL.
Таким образом, Калуга станет вторым наряду с Санкт-Петербургом (где 5 заводов) автомобильным кластером в стране. Здесь уже "поселился" Volkswagen и строится завод по выпуску грузовиков Volvo.
Нижегородские власти не особо расстроились. Губернатор Валерий Шанцев заявил, что он не сторонник "отвёрточной" сборки (хотя речь шла о промышленной):
- Мы бы не хотели делать очередные магазинчики, где будут продаваться автомобили, которые приходят почти готовые, в них только вворачиваются фары и глушители.
Своими силами?
Впрочем, то, что область покидает Uttech, может, и к лучшему. Эта компания была специально создана украинскими Укравто и "Богдан" для строительства в Нижегородской области автосборки Сhevrolet (модели Lanos и Aveo), а также грузовиков и автобусов "Богдан" (Isuzu). Ещё в 2006-м Uttech купила 50 га в Борском районе для сборочного производства Сhevrolet.
Однако, похоже, у хозяина марки Сhevrolet - концерна General Motors (GM) - планы поменялись. Но не в худшую для нижегородцев сторону: по мнению аналитиков, весьма вероятно, что в поиске партнёров по выпуску бюджетного автомобиля в ценовой категории $10 - 14 тысяч Горьковский автозавод "задружится" с General Motors. Для GM партнёрство с ГАЗом более привлекательно, чем проект с Uttech. А для поставок Lanos и Aveo в Россию, как сочли в GM Europe, вполне достаточно нынешних украинских мощностей.
Какой мог бы быть у тандема ГАЗ - GM автомобиль - сказать трудно. Но, возможно, он действительно мог бы стать народным. В отличие, скажем, от Siber, который создан в сотрудничестве с Chrysler и сойдёт с конвейера ГАЗа уже через несколько месяцев. С одной стороны, при цене в базовой комплектации не менее $18 тысяч авто трудно назвать бюджетным. К тому же это машина представительского класса, а не среднего. С другой, для представительского класса не "комильфо", что платформа Sebring, купленная ГАЗом у компании DaimlerChrysler, снята с производства.
Так что, если сотрудничество с GM удастся, в линии легковых автомобилей ГАЗ вполне может занять совершенно новое место.
Правда, конкурировать ему придётся не только с многочисленными сборками зарубежных инвесторов в России, но и с импортом автомобилей, поскольку после вступления в ВТО пошлины на ввозные иномарки снизятся с 25 до 15 процентов. В сегодняшних ценах суммарный объём инвестиций в российский автопром до 2011 года может составить около $1,7 млрд.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного Собрания области, президент ОАО "ГАЗ" Николай Пугин:
- С этого года вступают в силу требования к стандарту Евро-3. Мы готовы переходить на Евро-3, но это не увеличит наших продаж. Чтобы нынешнюю "Волгу" подвести под Евро-3, нам потребовалось внедрить 120 деталей. Из них 50 закупаются по импорту.
28 февраля состоится приёмка производственных мощностей Siber. Это автомобиль класса "Волги". Но мы не собираемся на нём останавливаться.
Я бы не стал пока комментировать переговоры с General Motors и другими компаниями. Мы продолжаем искать партнёра и будем создавать площади под автомобили разных классов.
Что касается микроавтобусов, то мы уже начали закупки автобусов "Maxus" на принадлежащем Группе "ГАЗ" заводе в Англии. И готовимся к их производству на наших площадях. Это хорошие перспективы для городского пассажирского транспорта.
Я много лет проработал на ГАЗе и очень доволен, что в развитие производства вкладываются инвестиции.
Мы понимаем, что в условиях конкуренции нам работать непросто. И наше присутствие на рынке строим по максимальному соответствию принципу "цена - качество".
Не буду переоценивать роль власти. Мы не нуждаемся в помощи ни финансовой, ни технической. Нам нужны условия для нормального бизнеса. В прошлом году это выполнялось относительно удовлетворительно.
Я не раз критиковал правительство страны за предоставление льгот для промышленной сборки, за то, что разрешался беспошлинный ввоз деталей. Если мы вкладываемся в социальное развитие, если наши налоги во все бюджеты работают на нашу территорию, а не на Запад, то мы имеем право на нормальные условия.
(Интервью с Николаем Пугиным читайте на сайте "АиФ-НН.RU" в рубрике "Гостиная").
Депутат городской Думы Нижнего Новгорода, председатель комитета по транспорту и связи Алексей Гойхман:
- Сегодня для решения транспортной проблемы мы не можем ориентироваться на продукцию местных автозаводов. Неважно, на что мы обновим "пазики" - на автобусы "Ивеко" или "Форд", важно, чтобы был цивилизованный транспорт со стандартом не ниже Евро-3. Это закон, подписанный Президентом России. Наши заводы не могут делать такую продукцию. Качество не соответствует требованиям и нормам.
Чем больше будет в регионе "отвёрточной" сборки, тем лучше. Сегодня в Санкт-Петербурге обновлено 100 тысяч автобусов за счёт своих сборочных заводов. Необходимо стопроцентное обновление городского транспорта. И это не только безопасность и качество, это экономия.
19-местный "Форд", собранный здесь, стоит на 350 - 400 тысяч дешевле оригинала. При этом в собранных на местных "отвёртках" "Ивеко" и "Фордах" ходовые агрегаты фирменные, заводские. Мы, таким образом, имеем что предложить автоперевозчикам. Не хотят они пересаживаться на эти или другие - пожалуйста, но чтобы это были автобусы со стандартом Евро-3.
Мы должны обеспечить жителей безопасным и удобным транспортом. А поддерживать местные автозаводы должно правительство России.
Заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Геннадий Хомутов:
- Мировые концерны уходят, потому что поддержки не получили. Позиция губернатора - нам не нужно "отвёрточной" сборки - правильная. От этой сборки только в пределах 10 процентов идёт в местный бюджет. У нас есть ГАЗ. Это 130 предприятий, работающих в технологической цепочке, около 160 тысяч человек. И в настоящее время ГАЗ сделал ставку на технологическое перевооружение под современные требования. Поэтому мы можем рассчитывать на него. А конкуренты будут интересны, если предложат промышленную, а не "отвёрточную" сборку. В Петербурге и Калуге не было ничего - поэтому они и такому рады, это тоже дополнительные поступления в бюджет.
Что касается автобусов, то востребованность ПАЗов подтверждает хотя бы то, что на предприятии вырос объём производства почти на 7 процентов. Одновременно область закупает автобусы Ликинского завода и МАНы.
А "ГАЗель" - единственный наряду с грузовиками конкурентоспособный автомобиль ГАЗа. Но должно быть его дальнейшее техническое усовершенствование.
Должна как бренд остаться и "Волга". Но с начинкой от "Крайслер". Почему у нас низкое качество? Потому что рассчитывали на своего потребителя. А для доведения до конкурентоспособности нужно вкладывать средства, нужна поддержка. И совершенно справедливо, что наше региональное правительство считает главным приоритетом развития региона до 2020 года автомобильную промышленность и производство автокомпонентов.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
Более плодотворными стали инвестиционные интересы к региональным экономическим площадкам со стороны производителей автокомпонентов: "Magna International", Saargummi и "Линотех-плюс", Valeo и ООО "ИВК".
В ТЕМУ
По информации www.nn.aif.ru, на минувшей неделе стало известно, что руководство Татарстана полностью отказалось от использования в качестве пассажирского транспорта микроавтобусов "ГАЗель". На смену "ГАЗелям" пришли НефАЗы и китайские автобусы. О желании распрощаться с "ГАЗелями" также заявляли власти Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.
На снимке плакат эпохи СССР
Смотрите также:
- Не прикрываясь лозунгами. Максим Сурайкин - о справедливом социализме →
- Николай Пугин: «Евро 3 нам обойдется недешево» →
- ГАЗрокировка →