Контракт, рассчитанный до 30 апреля 2019 года, может сделать латвийского специалиста главным «долгожителем» в истории КХЛ. Три года назад Петерис Скудра дебютировал в качестве главного тренера, приняв нижегородское «Торпедо». Не имея тренерского опыта, он возглавил одну из самых нестабильных команд КХЛ - разве могло это закончиться хорошо? Как выяснилось, да! За три сезона в «Торпедо» Скудра ни разу не пропустил плей-офф, а в последующие три сезона планирует побороться за Кубок Гагарина.
«Ничего другого и не хотел»
- Сразу после продления контракта вы сказали, что хотели остаться именно в «Торпедо». Неужели не было команды, ради которой вы готовы были покинуть Нижний? Например, сборная Латвии…
- До того момента, как я получил предложение от «Торпедо», никаких конкретных вариантов у меня не было. Поэтому ответить, ради кого я бы мог покинуть Нижний, не могу. Скажу, что у меня было большое желание продолжить работу именно с «Торпедо». Здесь меня всё устраивало. Ничего другого я и не хотел.
- А с финансовой точки зрения более выгодные предложения успели поступить?
- Можете мне не верить, но про зарплату я даже ни с кем не поговорил. Мне звонили и просили что-то вроде: «Не торопись продлевать контракт с нижегородцами». Но ничего более конкретного!
А когда поступило официальное предложение от «Торпедо», я прекратил общение с представителями других клубов. То, что мне предложили в Нижнем, устроило во всех отношениях.
- А сколько раз за время работы в «Торпедо» вы приходили домой с мыслями: «Завтра пишу заявление об уходе!»
- Ни разу такого не было. Я люблю хоккей. Люблю работу. Я вообще не могу представить себе ситуацию, которая заставит меня уйти из команды.
За эти сезоны бывали очень тяжёлые вечера после поражений. Но на следующий день мне хотелось идти на тренировку с удвоенной энергией. Я с первого дня работы в «Торпедо» видел потенциал команды.
Как я могу бросить парней, в которых верю? Нет, сам я точно не уйду. Меня можно только уволить (смеётся).
Три года на Кубок Гагарина
- Часто приходилось сталкиваться с негативным отношением к себе? Есть в Нижнем Новгороде люди, которые оказывали на вас серьёзное давление?
- В Нижнем очень требовательные болельщики. Я это сразу понял, как только переехал сюда из Новосибирска. Определённый прессинг со стороны трибун присутствует. Я всегда говорил, что мы - тренеры, хоккеисты и болельщики - делаем одну работу - стараемся, чтобы наша команда побеждала. Поэтому хотелось бы, чтобы фанаты поддерживали нас и в моменты поражений.
Приятно, что в этом сезоне на матчах, которые складывались для нас неудачно, болельщики не уходили с трибун, не освистывали нас, а продолжали поддерживать и гнать вперёд. Вспомните игры с «Ак Барсом» и СКА, где мы долго были в роли догоняющих, а в итоге обыгрывали соперника!
- Болельщики действительно поверили в вас не сразу. Помню, сколько споров весной 2013 года вызвало ваше назначение главным тренером. А вот тогдашний директор клуба Андрей Осипенко в вас не сомневался. Признайтесь, что это был за трёхлетний план развития команды, которым вы «подкупили» её менеджмент?
- В планах было создать команду, которая будет стабильно участвовать в плей-офф, а не чередовать успешные сезоны с провальными. У меня была чёткая модель, как нужно строить такой коллектив.
Тогда много вопросов вызвал отказ от ряда опытных игроков, которых в Нижнем очень любили. Но ставка на более молодых хоккеистов себя оправдала. Я понимал, что сильную команду нужно именно вырастить. Купить такое количество игроков, чтобы с ходу начать бороться за Кубок Гагарина, в КХЛ могут единицы. А остальным, в том числе и «Торпедо», надо очень долго и кропотливо работать.
Мы пошли этим путём, и сейчас в команде появились очень солидные ребята, о которых раньше никто и не знал. Например, Владимир Галузин. Вокруг него в ближайшее время можно строить игру команды. И я очень рад, что уже по ходу этого сезона руководство клуба начало переговоры о переподписании с Володей контракта.
- Первый трёхлетний план вы выполнили. Чего ждать в следующие три года. Неужели Кубка Гагарина?
- А вы не верите, что «Торпедо» в течение следующих трёх сезонов может выиграть главный трофей КХЛ? Я - верю!
Хотя, конечно, нельзя просто захотеть и выиграть кубок. Но цель - взять трофей в ближайшие три года - это не утопия. В предыдущих сезонах мы заложили фундамент, на котором можно строить чемпионскую команду. Для прогресса у «Торпедо» есть абсолютно всё.
Лучшая награда - доверие
- Лично меня удивило, что о продлении контракта с вами было объявлено в преддверии плей-офф. Обычно о таких вещах сообщают по окончании сезона. Или руководство сделало это специально, чтобы снять напряжение в преддверии матчей навылет?
- Не думаю, что новость о продлении контракта со мной как-то повлияет на игроков. Перед плей-офф команду нельзя расслабить. Определённый нервоз всё равно присутствует.
И в дополнительной мотивации хоккеисты тоже не нуждаются. Плей-офф - важнейшая часть сезона, и парни отдают все силы без остатка. А лично меня решение менеджмента точно не расслабило. Когда руководители показывают, что доверяют тебе, это накладывает дополнительную ответственность. Как я могу подвести людей, которые верят в меня?!
- Ваших парней новость о продлении с вами контракта не слишком взбудоражила, а журналисты только это и обсуждали. Петерис Скудра, молодой тренер, который всего три года назад принял свою первую команду, сейчас стал главным старожилом КХЛ.
- И мне было в это очень сложно поверить! (Улыбается.) Теперь на собственном опыте знаю, как тяжело работать в КХЛ. Конкуренция в Лиге растёт с каждым сезоном, амбиции клубов - тоже. С тренеров спрашивают очень жёстко!
Я безумно рад, что остаюсь в «Торпедо». За время работы в Нижнем мне и команде пришлось пережить очень непростые моменты. Но в клубе в меня верят, и это - лучшая награда для тренера.