Примерное время чтения: 7 минут
1093

С выпускного на фронт. Как горьковчане учились, работали и верили в Победу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 01/04/2020

На Великую Отечественную войну уходили и взрослые мужчины, и вчерашние горьковские школьники. Юноши порой навсегда оставались в памяти потомков 17-летними выпускниками 1941 года. Целый класс 25-й школы города Горького и их классный руководитель не вернулись домой.

О военном детстве и трагедии мальчишек из 10 «Б» «АиФ-НН» побеседовал с учителем истории нижегородской гимназии №25 им. А.С. Пушкина, руководителем гимназического музея «Моя родословная» Ларисой Тюлиной.

Завтра была война

– Лариса Алексеевна, знаю, что гимназический музей начинался с поисковой работы, связанной с фронтовыми подвигами учеников школы №25 Ждановского района города Горького.

–  Многие выпускники школы были призваны на фронт, и не все вернулись с полей сражений. 

Наверное, самая трагичная и трогательная история связана с 10 «Б», который выпускался 22 июня 1941 года. Их классному руководителю Алексею Николаевичу Колышкину было тогда 35 лет. На следующий день 12 парней, вчерашние школьники, вместе с классным руководителем отправились в военкомат добровольцами. У двух ребят во время медосмотра обнаружили  проблемы со зрением, но парни убедили комиссию, что это не помешает им защищать Родину. Выпускники 10«Б» сражались под Смоленском, в битве под Москвой… И все погибли. Погиб в бою и их учитель Алексей Колышкин.

В 1950-е годы в память о выпускниках 10 «Б» 1941 года и их учителе в вестибюле нашей школы установили стелу с именами героев. В гимназическом музее хранятся фотографии ребят, несколько их фронтовых писем. Поисковая работа под руководством администрации учебного заведения действительно началась сразу после войны и не прекращается до сих пор.

– Другие учителя 25-й школы тоже были на фронте?

– После войны в школы страны приходило много людей, которые прошли войну и решили связать дальнейшую жизнь с педагогикой. Думаю, познав ужасы войны, они хотели созидательной деятельности, стремились донести до детей, что такое никогда больше не должно повториться. Такие вчерашние фронтовики, получившие после войны педагогическое образование, были и в нашей школе. А одна из учительниц, Нина Львовна Соколова, до того, как стать педагогом, дошла до Берлина и оставила автограф на здании поверженного рейхстага. 

Дети собрали на танк

– Во многих горьковских школах в войну располагались госпитали.

– В 1939 году построили новое здание, куда должна была переехать наша школа. Но началась советско-финская война, и здание переоборудовали под госпиталь.

Когда финская война закончилась, школу здесь всё же открыли, год в ней дети проучились. После 22 июня 1941 года здесь снова устроили госпиталь, а школа №25 осталась без помещения – старое здание уже занял военкомат Ждановского района.

Ребята пошли учиться в третью смену в другие городские школы. Уроки начинались в 16 часов. Для старшего звена это было даже удобно, поскольку многие с учёбой совмещали работу – например, осенью трудились на торфяных разработках. Школьники тех лет вспоминали, что в перчатках торф собирать было невозможно – делали это голыми руками, которые потом так ломило, что писать было больно.

Ученики среднего звена взяли шефство над госпиталем, который располагался в здании их школы. Раненых оперировал известный военный хирург Блохин. В день он делал по четыре-пять операций, разработал уникальную технологию лечения ожогов. В госпиталь к Блохину привозили очень много тяжёлых раненых с глубокими ожогами – лётчиков, танкистов. У многих были обожжены глаза, люди не могли ни читать, ни писать. Ребята читали больным книги, писали под диктовку письма их родным.

В начале войны были серьёзные проблемы с перевязочными материалами, и школьники стирали уже использованные бинты. А ещё в ближайшие леса ребята отрядами ходили на сбор подорожника – медики использовали его в работе. Школьники собирали в лесу и лечебные травы, разные ягоды.

Госпиталь в новом здании школы работал до 1952 года. Но с 1943-го старое здание школы освободил военкомат. Здание вернули буквально за три дня до начала учебного года. За эти дни надо было полностью подготовить школу к 1 сентября. Дети и учителя сделали это сами. И родители работали день и ночь.

– Как горьковские дети собрали деньги на танк?

– Тогда фашисты бомбили Горький, осколки авиационных бомб валялись прямо на улицах… Война была рядом. Школьники Ждановского, а сейчас Советского района города выступили с предложением собрать металлолом и на вырученные деньги построить танк для фронта. Танк «Горьковский пионер» построили. На вручении машины танковой бригаде были и ученики нашей школы. Машина прошла славный боевой путь: участвовала в Курской битве, в освобождении Европы от фашистских захватчиков. И, кстати, никто из экипажа танка не погиб и не получил серьёзных ранений!

Три часа песен для раненых

– Каким было военное детство? Что о нём вспоминали ребята?

– Судя по воспоминаниям, лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» воспринимали как должное. Были у мальчишек и девчонок и свои маленькие детские радости. Например, организовать концерт для раненых. Актовый зал был единственным местом в госпитале, не приспособленным под медицинские цели. А к тяжелораненым, лежачим больным ребята приходили в палаты. Одна из выпускниц нашей школы вспоминала: её так тепло принимали бойцы, что она без остановки пела для них целых три часа!

А в конце войны в школе появился свой хор. Девчонки исполняли и классические арии, и современные на тот момент песни для бойцов из госпиталя.     

– При этом ведь ещё и учиться надо было...

– Именно в военные годы в школах ввели переводные экзамены из класса в класс. Это было свидетельством того, что ученик усвоил определённый кусок школьной программы.

Кстати, в те тяжёлые годы в нашей школе детей в столовой кормили бесплатно. По воспоминаниям, на столе была вкусная горячая каша, которую приносили прямо в классы, плюс печенье, или конфетка, или яблоко. Чтобы кормить ребят овощами, вокруг школы разбили грядки, где выращивали капусту, картошку.

– Как современные дети воспринимают истории об обыкновенном героизме своих сверстников?

– Определённые сложности есть. Моё поколение, родившееся в 1970-е годы, видело и слышало многих живых, активных ветеранов. Та война была для нас личным событием. Современные дети войну воспринимают как событие историческое.

Вместье с руководством гимназии мы решили, что, с одной стороны, на уроках истории надо давать фактологию: что, где, когда. В то же время уроки сделают ярче личные истории тех лет. Рассказываем о битве под Москвой и вспоминаем учеников 10 «Б», которые в ней тоже участвовали. И нынешние дети воспринимают это по-другому. Даже к самой школе, её имуществу бережнее начинают относиться: здесь же был госпиталь, люди боролись за жизнь...

Потом, многие исторические послевоенные процессы, происходившие в мире, в России, невозможно понять, если мы не будем проводить параллели с Великой Отечественной войной. Хочется рассказать детям об удивительном чувстве патриотизма, которое объединило всех от мала до велика.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно