Спасти и сохранить
- Валерий Павлинович, Нижний Новгород для всего мира - прежде всего город на Волге. Какую роль играет великая река в экономике региона? Как менялась эта роль?
- Волга для живущих на её берегах - это сама жизнь. Не зря же песня сложена: «Волга-Волга, мать родная!» Речная вода «затекла» и в название нашего города и области - Нижний Новгород находится «ниже по течению реки». Именно вдоль реки возникали великие русские города.
Волга - была и остаётся до сих пор транспортной магистралью. Конечно, с появлением железных дорог, авиасообщения, развитием автомобильного транспорта многое изменилось. Пассажирского сообщения по рекам уже почти не существует: другие виды транспорта дешевле и, главное, быстрее. Если время доставки груза не имеет особого значения, но важна цена доставки, то водный транспорт - лучший выбор. Особенно если речь о перевозке песка, гравия, леса…
Волга кормит - рыбалка здесь замечательная. Волга поит - многие водозаборы напрямую из реки идут.
Речная гладь вдохновляет конструкторов-судостроителей. Именно река подвигла людей к созданию удивительных машин и механизмов. Взять хотя бы высокоскоростные суда на подводных крыльях конструкции нашего замечательного земляка Ростислава Алексеева. А наши судостроительные предприятия имеют богатую историю и по сей день производят суда разного класса.
И, конечно, Волга - это круизы, туристические маршруты, которые сейчас набирают популярность. А в советские времена даже иностранцев возили по Волге, и они испытывали колоссальное удовольствие. Правда, мимо закрытого города Горький суда проходили на полной скорости с зашторенными окнами… Но времена изменились: нам есть что показать и чем гордиться. И мы просто обязаны сохранить Волгу как часть нашей природы, истории, культуры.
- Что сейчас угрожает Волге - и, значит, жизни губернии?
- В своё время мы гордились, что на реке появилось много ГЭС, водохранилища даже называли морями - Куйбышевское, Горьковское… На деле стабильному экологическому состоянию реки это нанесло серьёзный ущерб.
Кто в августе бывал на волжских «морях», видел своими глазами настоящее стоячее болото неестественного цвета из-за сине-зелёных водорослей, много гниющей рыбы по берегам. Естественное течение реки резко замедлилось.
И вторая угроза: специалисты говорят, что река имеет свойство постоянно пополняться, для этого нужны естественные гидроаккумуляторы. Вдоль течения всегда образовывались болотца, они накапливали воду и в нужный момент её отдавали. Никакими искусственными путями этот процесс не наладить - природа не дала возможности.
А сегодня ближе к реке у нас всё чаще идёт строительство. С одной стороны, это приятно - жить у воды. Но с другой стороны, это крайне недальновидно нарушать экологическое равновесие.
Мы стараемся бороться с угрозами - добились отмены решения о подъёме уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м - остановились на 63-х. Сейчас надо серьёзно регулировать сток на волжских водохранилищах. Воду почему-то сбрасывают после навигации, когда это никому не нужно. На мой взгляд, реку надо использовать уже не просто как ресурс для выработки электроэнергии - энергию сегодня можно и по-другому произвести, не нарушая экологического баланса великой Волги.
- В Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин заявил, что нужна государственная программа оздоровления Волги. Как идёт работа над ней? Что вы считаете правильным сделать в первую очередь?
- Абсолютно правильный посыл президента! Мы активно участвуем в подготовке программы по спасению Волги, направили уже свои предложения. Направления работы понятны - обустройство Чебоксарского водохранилища на отметке 63 метра и прилегающих территорий. Там какие-то плотины, станции планировали исходя из 68-й отметки. Теперь это лишнее. Всё надо устроить в интересах Волги и в интересах людей.
Второе - важно укреплять берега, строить очистные сооружения. Из-за увеличения водных массивов вода близко подошла к населённым пунктам, нужны серьёзные мероприятия.
У нас существует областная программа развития водно-хозяйственного комплекса до 2020 года. По ней берегоукрепительные сооружения уже построили в Балахне, Городце, будут они строиться и в Нижнем Новгороде. И это, конечно, должно войти в формируемую общероссийскую программу. В ней надо закрепить и решение о строительстве низконапорной плотины в Нижегородской области.
Семь футов под килем
- Как решается вопрос обеспечения сквозного судоходства?
- С 2014 года проблема обмеления Волги в районе городецких шлюзов стоит уже не так остро - изменили режим работы волжских гидроузлов. Федеральное агентство водных ресурсов определяет эти параметры по рекомендациям межведомственной рабочей группы. Так что перебоев с водным транспортом сейчас нет, и туристы могут любоваться волжскими берегами.
Но чтобы кардинально решить проблему, по мнению специалистов, надо построить нижегородский низконапорный узел. В 2016 году завершилось проектирование. В 2017-18 гг. будут выполнены проектно-изыскательские работы - госконтракт уже заключён. Проект стоит почти 1 млрд руб. Когда он пройдёт сложную экспертизу, можно будет строить, и проблема судоходства на этом отрезке реки будет решена.
Подобная практика уже существует. Я присутствовал на открытии Кочетовского низконапорного гидроузла в Ростовской области. Там тоже можно было Цимлянское море поднять на 15 м - и судоходство было бы! Но делать этого не стали.
- Вы решили сохранить исторические пакгаузы на Стрелке Волги и Оки. Каким образом?
- Решение принимал с учётом, прежде всего, мнения общественности. Некоторые воспринимают пакгаузы как историческую данность, но это не совсем так - их перестраивали не раз. Металлические опорные конструкции применили ещё в Москве, на выставке на Ходынском поле. Именно тогда они были изготовлены. Потом, когда решили проводить Всероссийскую промышленную художественную выставку в Нижнем в 1896 году, эти конструкции перевезли к нам в город и сделали из них центральный павильон. Когда выставка завершилась (а она была сезонной), их разобрали и стали использовать в частных интересах. Четыре пакгауза стояли перпендикулярно Оке, позже их разобрали и поставили два параллельно реке.
Сегодня замечательные металлические конструкции окружает саркофаг в один кирпич и шифер. Кому показать - скажут: «Бедные русские, такую красоту запрятали!» Планируется, что конструкции будут открыты, приведены в порядок. Потом поручим проектантам продумать выставочный вариант для закрытого помещения, чтобы сооружения не несли на себе ни кровли, ни стен. Нужно с помощью современных материалов сделать акцент на этих красивейших конструкциях, чтобы они украшали Стрелку.
Откройте речные ворота
- Когда обустроят речные ворота города и Нижневолжскую набережную?
- Нижневолжская набережная - часть исторического лица города. Обидно, что много лет назад из-за ошибок юристов мэрии при оформлении обязательств инвестора перед городом вся эта красота на годы оказалась за синим забором.
Сейчас судебные тяжбы позади, и на объекте кипит работа: всё, что там успели «наваять», снесли. К апрелю 2018 года завершится первый этап благоустройства набережной. А после чемпионата мира по футболу начнём второй: появится фонтан, амфитеатр в районе моста. Тогда Нижневолжская набережная займёт подобающее место в ряду наших достопримечательностей.