Примерное время чтения: 6 минут
1364

Горят рождественские ёлки. Каковы традиции и история Рождества Христова

Ель - вечнозелёное растение и поэтому - символ Рождества.
Ель - вечнозелёное растение и поэтому - символ Рождества. pixabay.com

7 января весь православный мир отмечает важнейшую дату в церковном календаре – Рождество Христово. Со временем праздник стал одним из самых любимых у всех россиян.

Как отмечают православные христиане появление на свет Спасителя мира? И почему когда-то дни рождения вовсе не праздновали? «АиФ-НН» узнал об этом у иерея Нижегородской епархии Алексия Пестрецова.

Что важнее?

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: Почему именно 7 января (25 декабря по старому стилю) определено как Рождество Христово? Остались источники, подтверждающие эту дату, или она сугубо символичная?

Алексий Пестрецов: Символизм в дате празднования Рождества есть, но не в плане вымысла, а в плане богословской трактовки. Дату Рождества в церковном календаре отсчитывают от даты другого важного церковного праздника – Благовещения Пресвятой Богородицы, когда Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что ей суждено стать матерью Спасителя мира. От этой даты отсчитывается девять месяцев и отмечают её как Рождество Христово.

В древности ещё до разделения на православную и католическую церкви праздник Рождества, скажем так, был совмещён с праздником Богоявления, или Крещения. Эта традиция связана с тем, что в древней культуре, и не только у христиан, но вообще не было понятия дня рождения. Отмечали не факт появления человека на свет, а момент его крещения, момент, когда человек входил в религиозную жизнь общины. Но уже начиная с III-IV века (это есть в трудах святителя Иоанна Златоуста) Рождество начинают отмечать отдельно от Богоявления.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года.

Разные даты Рождества у католиков и православных (25 декабря или 7 января) объясняются разными системами летоисчисления – григорианским и юлианским календарями.

– В западном мире Рождество – главный праздник в церковном календаре. У нас такой праздник – Пасха. Откуда разночтение у православных и католических христиан?

– В абсолютном понимании для любого христианина главное Пасха, когда Христос воскрес и тем самым всем людям даровал жизнь вечную.

Но так исторически и культурно сложилось, что в западном христианстве акцент делают на Рождестве. Есть даже немецкая пословица: «Нет гнезда выше орлиного. Нет праздника важнее Рождества». Это связано с тем, что католики больше ориентируются на земную жизнь Христа. На Бога, который воплотился в человеке: Бог настолько любит меня, что сам сошёл на землю. Стало быть, я хорош таков, каков я есть.

В православной традиции акцент больше делается на Христе – на Сыне Божием: в Пасхе, в своих страданиях Бог зовёт человека подняться к Нему на небо, чтобы стать подобным Ему и соединиться с Ним.

Праздничный вертеп

– Когда Рождество на Руси стали отмечать как общенациональный праздник? Были ли у него особые традиции?

– Рождество в нашей стране стали отмечать сразу после крещения Руси. Но если говорить о письменных свидетельствах, то речь идёт о XVII-XVIII веках. В это время появляется традиция устраивать вертепы и вертепные театры. События, связанные с рождением Христа, обыгрывали при помощи кукол или актёров.

В XIX веке с Запада в Россию приходит традиция наряжать ёлку на Рождество игрушками и свечами. Верхушку ели озаряла Вифлеемская звезда, возвестившая волхвам о рождении Иисуса Христа. Хотя сейчас многие ошибочно считают, что прототипом этого новогоднего украшения стала пятиконечная советская звезда.

– Есть мнение, что традиция наряжать ёлку языческая. Так ли это на самом деле?

– Трактовки символики Рождества есть разные. Но, например, сохранилось предание, что Дева Мария и Иосиф укрывали от холода пещеру, где родился Христос, еловыми лапами, отсюда пошла традиция.

Кроме того, ель – вечнозелёное растение, а Христос – символ жизни вечной. В том числе и поэтому ель стала одним из символов Рождества.

Надо сказать, что в дореволюционной России была очень развита главная традиция рождественского милосердия, помощи нуждающимся, чтобы все могли встретить праздник достойно.

– Действительно ли в сочельник, 6 января, нельзя есть до первой звезды?

– Во-первых, сочельник – это последний день Рождественского поста, день особого воздержания и покаяния.

Во-вторых, традиция не употреблять пищу до первой звезды связана с богослужебными моментами. Служба в этот день начинается вечером, и люди, которые по каким-то причинам не могли присутствовать в храме, знали, что богослужение началось, и пищу вкушать уже можно. Это был ориентир.

Радость и свет

– Как отмечать Рождество по православной традиции?

– Празднику предшествует Рождественский пост, который необходимо соблюдать. Отрадно, что сейчас люди всё больше придерживаются этого правила.

Окончание поста совпадает с празднованием светского Нового года. Лучше отметить эту дату без особых увеселений и излишеств в пище. Просто собраться всей семьёй, подарить детям подарки. Традицией последних лет стало то, что в церквях прямо в новогоднюю ночь проводятся богослужения, на котором тоже можно побывать. Само Рождество, конечно, тоже нужно встречать сначала в храме, а затем – в кругу семьи. В наши дни рождественские службы совершаются и ночью, и днём.

Продолжаются и традиции рождественского милосердия. Например, в храме во имя Владимирской иконы Божией Матери в Сормовском районе Нижнего Новгорода есть так называемая ёлка желаний. В специальный ящик люди опускают записки с желаниями, а другие прихожане по своим силам исполняют эти просьбы и приносят подарки в храм. Затем приходская служба помощи «Добрый пеликан» доставит дары по адресам нуждающихся.

– В наши дни Новый год как праздник для многих важнее Рождества. Стоит ли менять в сознании людей важность этих дат?

– Каждый выбирает для себя. Для православных христиан Новый год – тоже важное время, когда надо поблагодарить Бога за прожитые дни, попросить благословения на год грядущий. Но день появления на свет Спасителя мира для любого верующего человека, безусловно, важнее светского Нового года.

– После Рождества начинаются святки. Согласно народным поверьям, в эти дни мир реальный пересекается с миром незримым, и можно якобы узнать свою судьбу с помощью гаданий. Как относится к этой традиции церковь?

– Безусловно, не благословляет. Святки на церковном языке означают «попразднование» – дни (с 7-го по 19 января), когда в церковных песнопениях прославляют Рождество Христа. Святки – святые дни, и нельзя осквернять их языческой традицией гаданий, по сути, связью с тёмными силами. Только Богу дано знать, что нас ждёт в будущем, а людям лучше прийти в эти дни в храм и попросить у господа о желаемом.

А вот в народной традиции колядования ничего плохого нет. Эти шествия с хвалебными песнопениями Рождеству, пожеланиями мира и здоровья людям несут за собой рождественскую радость и свет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно