Примерное время чтения: 7 минут
1873

От бурлаков до пароходства. Есть ли будущее у речного флота на Волге

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 15/11/2017
Баржи везли по огромной реке всевозможные грузы - от рыбы до железа.
Баржи везли по огромной реке всевозможные грузы - от рыбы до железа. Public Domain

В 1927 году вышла в свет книга Ивана Шубина «Волга и Волжское судоходство». С тех пор трудов по этой теме больше не появлялось. 90 лет спустя доктор исторических наук Алексей Халин решил продолжить дело Шубина и написал «Историю Волжского речного пароходства середины XIX - начала ХХ вв.». С заведующим кафедрой истории государства и права Нижегородского института управления встретился журналист «АиФ-Нижний Новгород».

От рыбы до железа

Злата Медушевская, NN.AIF.RU: - Алексей Алексеевич, как работало речное пароходство на Волге?

Алексей Халин. Фото: АиФ/ Злата Медушевская

Алексей Халин:  - Особенность одна - громадная протяженность реки и наличие на ее берегах разных территорий. Возили все, от рыбы до железа. С 1870-х гг. начались активные нефтеперевозки. Тогда появились и первые нефтяные танкеры.

- А наши предки задумывались об экологии? Или на тот момент речные ресурсы были так богаты и Волгу не берегли?

- Думаю, слова «экология» наши предки не знали. Долгое время вдоль Волги активно вырубали леса - первые пароходы топили дровами. Но стало не хватать древесины, а везти ее издалека было невыгодно. Кроме того, дрова занимали место и снижали грузовместимость судна.

Но вот появилась возможность заправлять пароходы нефтепродуктами. Здесь экологический вопрос решили технический прогресс и экономическая выгода. В архивных документах сведений о массовых утечках нефти в Волгу я не встречал. Возможно, это связано с тем, что объёмы этих перевозок по сравнению с нашими днями всё же были не так велики.

- По федеральной программе на оздоровление Волги до 2025 года планируют выделить 257 млрд рублей. Как раньше государство заботилось о реке?

- По закону Российской империи Волга была местом общественного пользования, то есть заниматься, например, судоходством могли все желающие.

Роль государства заключалась в том, чтобы содержать водные пути сообщения в порядке. Речь шла о бечевниках - это сухопутные дороги вдоль берега водного пути, предназначенные для буксирования бурлаками или лошадьми судов на канате. Вот попробуйте сегодня несколько километров пройти по брегу Волги - одни кусты, камни да болота. А тогда порядка 15 м прибрежной территории нельзя было занимать ничем. Ее регулярно очищали от мусора. Занимались тогда и углублением реки, а мы все запустили.

Программа по оздоровлению Волги - дело правильное. Но многие причины «болезни реки» уже неустранимы. Куда денется техногенная нагрузка от многочисленных ГЭС? Оздоровить реку можно, а вылечить, думаю, уже нельзя…

Кстати
Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента появления вызывала неоднозначные отзывы. Некоторые обвиняли автора в отступлении от жизненной правды. В книге Ивана Шубина «Волга и волжское судоходство» есть очерк, посвящённый бурлакам. Шубин утверждает, что труд волжских бурлаков на самом деле выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочерёдно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они подтягивали баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. Получается, изображённый Репиным эпизод - единичный случай?

Река без границ

- Даже спустя 90 лет книга Ивана Шубина популярна у исследователей. А что известно о судьбе первого историка волжского речного судоходства?

- К сожалению, Шубин был арестован в 1929 году и расстрелян за связь с «бывшими». Иван Александрович родился в Вятской губернии. Не закончив полного курса Варшавского университета, вернулся на родину, служил на разных должностях в казённых учреждениях. Затем перебрался в Нижний.

В 1911 году он получает предложение от одного из крупнейших судостроителей и судовладельцев России, главы Нижнего Новгорода в 1913-1918 гг. Дмитрия Сироткина, с которым до того и не был даже знаком, поступить на работу в Совет съездов судовладельцев Волжского бассейна на должность управляющего делами.

Одновременно с этой работой Шубин фактически был личным секретарём Сироткина до 1918 г. В 1927 году вышла его книга «Волга и волжское судоходство». На тот момент Сироткин, спасаясь от гонений новой власти, жил за границей. Ему передали книгу, хотя на допросах сам Шубин утверждал, что хотел преподнести труд в подарок Горькому. На волне «Шахтинского дела», когда началась репрессивная кампания против старых специалистов - «вредителей» в промышленности, торговле, на транспорте Шубина обвинили в саботаже работы Верхневолжского речного государственного пароходства, где он состоял на службе. Самое интересное, что собственно в Нижнем Иван Александрович оказался после высылки из Вятской губернии в 1896 году «за противоправительственную революционную деятельность». Мне довелось посмотреть дело Шубина в архиве НКВД. Захотелось воскресить память об этом человеке.

- Вы с Шубиным в своих книгах затрагиваете примерно один исторический период Волжского речного пароходства. Что принципиально нового читатель узнает из вашей работы?

- Я историк, а Шубин был, скорее, экономистом. В его работе нет документальной доказательной базы описываемых фактов. Кроме того, я привожу более 400 фамилий волжских капитанов. Это будет интересно нашим современникам, поскольку люди смогут, например, найти в этом списке своих предков.

Еще удалось выяснить, что коренных нижегородцев среди крупных судопромышленников тех лет было не так уж и много. Когда мы говорим о предпринимательстве на транспорте в дореволюционной России, то тогда - впрочем, как и сейчас, - была популярна экстерриториальность: купец жил в Перми, а пароходы его по всей Волге ходили.

Всему свое время

- Волжский речной торговый и пассажирский флот до 1917 года - колоссальная составляющая экономики Российской империи. Новая власть это понимала?

-Конечно! В 1918 году прошла массовая национализация, в том числе и судов Волжского речного пароходства. Кстати, согласно декретам новой власти у предпринимателя нельзя было забирать последний пароход, если техника была единственной «кормилицей» большой семьи.

Новой власти хотелось централизовать систему управления. Как показала практика, это было правильное решение. В начале 1920-х гг. было создано Волжское речное пароходство, а уже после Великой Отечественной войны, в 1954 году, возник монополист - Волжское объединённое речное пароходство. Это была огромная организация со своими судостроительными и судоремонтными заводами, с пристанями по всей Волге. Книги об ее истории, к сожалению, пока нет. Без нее полноценно продолжить традицию Ивана Шубина не получится.

- Как, по-вашему, будет дальше развиваться Волжское пароходство?

- Анализировать существование речного пароходства в отрыве от всех транспортных систем России нельзя. В XIX веке системы были одни, сейчас - другие. Технический прогресс не стоит на месте. Очевидно, в условиях рыночной экономики рентабельность речных перевозок, и грузовых, и пассажирских, низкая. Но я думаю, что волжский флот мог бы развиваться и сейчас. Надо только продумать правильные пути. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно