Примерное время чтения: 7 минут
938

На пути «из варяг в греки». Зачем ходить под парусом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 20/09/2017
В честь 30-летия «АиФ» капитан Храмов и его команда проделали путь в 2000 км до Белого моря
В честь 30-летия «АиФ» капитан Храмов и его команда проделали путь в 2000 км до Белого моря / Фото автора из архива М. Храмова / АиФ

Путешественник, капитан парусного катамарана Михаил Храмов прошёл по рекам и морям России десятки тысяч километров. Выйдя на пенсию, исполнил давнюю мечту – купил яхту. В 2008 году создал проект «Паруса над Россией» - путешествует с командой, берёт на борт туристов. 

Досье
Михаил Храмов. Родился в Горьком. Учился в детском речном пароходстве, служил на северном подводном флоте. Закончил НГТУ им. Алексеева. Трудился инженером связи в милиции. Создал проект «Паруса над Россией». Первой экспедицией проекта стало путешествие от Нижнего Новгорода до Белого моря (2000 км) в честь 30-летия еженедельника «АиФ». В каждом городе команду встречали представители региональных редакций «АиФ», на «Мартине» красовался флаг «АиФ-30».

Видишь берег

- Путешествия под парусом по Волге – такая романтика! Кто выбирает такой отдых? У нас люди привыкли на пляже полежать…

- Под парусом ходят, в первую очередь, те, у кого есть туристический опыт – кто любит отдыхать с палаткой, рюкзаком. Но для любителей активного времяпрепровождения тут не хватает движения. Путешествия под парусом подходят тем, кто умеет лицезреть красоту вокруг. Скорость же небольшая, тишина… Плывёшь и любуешься просторами!

Когда ходишь на яхте, хочется пришвартоваться, посмотреть красоты, изучить историю этих мест. Мы останавливаемся, подходим к берегу и отправляемся гулять. Всегда берём на борт пару велосипедов.

- Почему именно речной катамаран выбрали для плавания?

- На катамаране есть все удобства – камбуз с газовой плитой,  спальные каюты, кают-компания, санузел. У такого судна нет крена. На ходу можно готовить, заниматься какими-то делами.

Когда я плавал на парусной яхте, не раз видел страх на лицах мужчин – завал судна даже на 10 градусов может вызвать панику: вдруг перевернёмся? Женщины вообще не переносят качки.

Конечно, на реке спокойнее, чем на море. Ты видишь берег. На большом открытом пространстве волна гуляет – она страшна для катамарана, бьёт в днище. Всё-таки «Мартин» создан для реки. 

- Волга часто становится частью ваших путешествий. Чем она вас привлекает?

- Волга хороша тем, что у неё богатая история. Это древняя река. На берегах её жили разные народы. А сколько гостей проходило по пути «из варяг в греки»!

В одной Нижегородской области столько городов, сёл, которые стоит посетить: Городец, Кстово, Макарий, Исады. На пароме можно добраться до Лыскова. Немало достопримечательностей совсем не далеко от реки.

А какая интересная природа: правый берег гористый, левый - пологий. Жигули – настоящие горы 300-400 метров высотой. На Волге песчаные пляжи лучше черноморского побережья с галькой, бархатные берега с тёплой водой! Река богата рыбой, особенно  ниже Камышина. По берегам плодородные почвы – хоть палку воткни, всё вырастет. Арбузы, яблоки, черешня с огородов. Народ гостеприимный – всегда найдёт, чем тебя угостить. Видят нашего «Мартина» - так восхищаются, что одаривают нас фруктами, овощами, всякой снедью (улыбается).

- Но ведь вы ходите на «Мартине» по Волге до Белого моря, и по суровым и неспокойным Онеге и Ладоге. Не страшно?

- Выбираем погоду, следим за барометром. Этому тоже нужно учиться! На море не всегда сильные ветра. Началось волнение – сиди у берега несколько дней, жди. Прошедшим летом под Сокольским на Волге просидели три дня. От Юрьевца до самой плотины Горьковское водохранилище - в форме трубы на 60 км, и по ней при северном и южном ветрах разгоняется такая сильная волна! Нас у берега так мотало, что порвало три чалки. Против такой волны лучше не выходить.

На Ладоге днём волнения, а ночью тихо. Так мы и ходили белыми ночами – тишина, солнце светит.

Дорогое удовольствие

- К туристической инфраструктуре немало претензий и у специалистов, и у путешественников. Как встречают в речных городах яхты?

- С инфраструктурой проблемы. Бесплатно малые суда принимают в Казани – приезжай кто хочешь! Это важно, ведь далеко не все на реке – богатые люди. Моя команда – это в основном пенсионеры, бюджет у них невелик.

В последние годы инфраструктура была в плачевном состоянии, но сейчас ситуация меняется. В Нижнем Новгороде есть яхт-клуб в Молитовском затоне. Сормовский клуб перестал существовать. На Гребном канале слишком большие сборы. Недавно открыли клуб на Автозаводе, но про него пока мало кто знает, да и с реки его не видно – он спрятан за косой. 

Мы, люди старой закалки, привыкли, что в советские времена ты можешь прийти в клуб, у тебя будет лодка и экипаж, и членские взносы небольшие. Инфраструктуру содержали в хорошем состоянии. Тогда спорту уделяли большое внимание…

Это на «загнивающем» Западе развит отдых на воде, люди приезжают в яхт-клубы за 200 – 300 км, ходят под парусами. А потом их лодка стоит под присмотром, за ней ухаживают.

А у нас многие причалы в запустении. Например, к селу Юрино, где знаменитый Шереметьевский замок, раньше можно было подойти по воде – теперь туристы добираются в замок только автобусами и машинами.

Куда исчезает вода?

- Эксперты бьют тревогу: реки мелеют. Волга теряет воду…

- Реки мелеют – это факт. В Дону вода исчезает катастрофически. Не дай бог ветер с берега, даже наш «Мартин» в устье Дона, у Азова, садится на мель. И лежат яхты на боку до большой воды… 

Проблема обмеления чувствуется при прохождении Городецкого гидроузла – на последнем шлюзе под катамараном всего 2,5 м. Большой пароход не пройдёт. Поэтому копят суда в одном из шлюзов и потом дают большую воду. В итоге на реке «пробки».   

Нужно эту проблему решать. Мы не говорим о подъёме уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м - это повлечёт затопление многих территорий. Деревни, луга, малые реки исчезнут. Макарьевский монастырь станет островом. Ждём низконапорной плотины в районе Балахны, она может помочь.

В последние годы резко уменьшились объёмы судоходства. Волга остаётся для нас, туристов. На участке от Нижнего до Казани увидеть в день пять пароходов – это счастье. Раньше это была дорога, ходили суда, «летали» метеоры, ракеты. Только-только восстанавливается движение по малым рекам. Но пока там нет инфраструктуры для речников.

У речного туризма большие перспективы, нужно только этим заниматься. Как расцвели Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола! Остров-сказка Свияжск, город Болгары с величественной мечетью и медресе мирового значения. Нам стоит поучиться у соседей! 

Понятно, кризис, люди стали урезать расходы. А экономят, прежде всего, на отдыхе и развлечениях. Но в родной области столько мест, которые интересно посетить! Да, у соседей нефть, большие деньги, но нужно же стремиться, мечтать…

… Хорошо, что когда-то я не пошёл в речное училище и не стал профессиональным моряком, - я не потерял интереса к реке! Каждый год около четырёх месяцев я в путешествии. Жена порой спрашивает: «Миша, ты не устал?». Я отрицательно качаю головой и собираюсь в новую экспедицию. 

Куда идти по Волге?
Путь капитана Храмова по Волге: Нижний Новгород – Бор (посёлок Октябрьский) – Исады – Макарий – Лысково – Бармино – Разнежье – Васильсурск – Козьмодемьянск - Чебоксары – Йошкар-Ола.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно