560

«Я вернулся домой». Главный режиссёр ТЮЗа – о репертуаре и родном городе

ТЮЗ откроет новый сезон спектаклем «Прощай, конферансье» режиссёра Ирины Страховой. История фронтовой концертной бригады тронет сердца и детей, и взрослых.
ТЮЗ откроет новый сезон спектаклем «Прощай, конферансье» режиссёра Ирины Страховой. История фронтовой концертной бригады тронет сердца и детей, и взрослых. Официальный сайт нижегородского ТЮЗа

«Я для зрителя, а не зритель для меня. Нужно рассчитывать, что твои спектакли придут смотреть лучшие люди».

Так считает выпускник ГИТИСа Алексей Логачёв. Летом 2020 года он стал главным режиссёром Театра юного зрителя. В интервью «АиФ-НН» Алексей рассказал о том, каким будет репертуар, о самых маленьких зрителях и о своей первой премьере на родной земле.

«Важно быть искренним»

– Алексей, есть какие-то особенности у нижегородского ТЮЗа, которые вы рассчитываете учесть в работе?

– Самые яркие страницы ТЮЗа связаны с именем Бориса Абрамовича Наравцевича. Он был главным режиссёром все 70-е, до середины 80-х годов. Многие люди, знакомые с его творчеством, характеризуют его театр как театр поэтический, романтический, театр-праздник, театр-карнавал – в хорошем смысле этого слова.

Мне эта эстетика нравится. Есть желание в ней поработать, попробовать адаптировать её к сегодняшнему дню. Возможно ли это? И есть ли у зрителей потребность в ней? Посмотрим.

– Как будете планировать репертуар?

– Идеальный баланс в ТЮЗе – пять премьер каждый год для разных возрастных категорий: для самых маленьких, для младших школьников, для старших школьников, для студенчества и для взрослых. Этого мы и будем стараться придерживаться.

Другое дело, в нынешней исходной точке в репертуаре есть небольшой перекос в сторону детских спектаклей. Мы его выправим, я надеюсь, за какое-то время, и ТЮЗ станет театром для всей семьи. Один из наших девизов: театр с детства и на всю жизнь.

– Будут ли спектакли для семейного просмотра?

– Любой спектакль, сделанный для детей, подростков, если он действительно хороший, обязательно интересен взрослому, а следовательно, является спектаклем для семейного просмотра.

– Каким будет самый юный зритель ТЮЗа?

– Мы будем ждать зрителей от трёх лет. Год назад я был в Берлине на режиссёрской лаборатории, нас водили в театр, куда приходят родители с грудными детьми. Мы, взрослые люди, сидели, как заворожённые: спектакли бэби-театра красивые, музыкальные, с огромным количеством интересных визуальных эффектов. Я не уверен, что это имеет отношение к драматическому искусству, но такие театры есть.

Возможно, мы поэкспериментируем в этом направлении. Сделаем хотя бы одну работу, посмотрим, будет ли это востребовано в городе.

– Какие темы, по-вашему, актуальны сейчас для разных аудиторий, с которыми вы планируете работать?

– Я прихожу к тому, что темы всегда одни и те же. В чём смысл жизни? Зачем я живу? За что страдаю? Есть ли Бог? Если да, то почему мир бывает так жесток? Что такое любовь? Почему я люблю, а меня не любят? Почему любовь проходит? Почему любимые люди умирают? Почему друзья предают?

Вот об этом хотелось бы… О чём-то вечном, неисчерпаемом, постоянном, а не о злободневно-актуальном.

– А какими будут ключи к разной аудитории?

– Просто нужно действительно хотеть что-то важное людям сказать. И искренне это делать. В общем, быть, а не казаться. Только этим можно зацепить.

– Какую позицию вы как режиссёр занимаете обычно по отношению к зрителям?

– Зрителя надо уважать и любить. Всё-таки театр для зрителя существует, а не наоборот. Я для зрителя, а не зритель для меня. Никогда нельзя считать себя умнее тех людей, которые сидят в зрительном зале. Нужно рассчитывать, что твои спектакли придут смотреть лучшие люди города. Если делать расчёт на образованную и интеллигентную публику, такая публика и заполнит зал. И судить будут о твоей работе качественно, и уровень твоих спектаклей будет расти таким образом.

«ТЮЗ – моя начальная театральная школа»

– Помните своё первое впечатление о нашем Театре юного зрителя?

– Я в детстве мало в театр ходил. Вырос в Канавинском районе. Это сейчас и с транспортом полегче, и машины у многих есть. Тогда было иначе. Да и родители много работали... По выходным водить меня в театр у них не было ни сил, ни времени.

Первые впечатления о ТЮЗе связаны с Игорем Николаевичем Авровым и Ириной Владимировной Страховой, у которых я занимался в студенческом театре нижегородского университета. Сейчас я с ними работаю как с артистами – это необычные ощущения, очень интересные. Ну а по-настоящему я с ТЮЗом встретился, когда стал здесь работать. В 2006 году меня пригласил сюда Вячеслав Всеволодович Кокорин сотрудником литературной части. Можно сказать, ТЮЗ – моя начальная театральная школа. Здесь я впервые увидел театр изнутри. Как Вячеслав Всеволодович сочиняет театр, как он им руководит, как планирует репертуар, как репетирует.

– Каким был ваш внутренний запрос, почему вы приняли приглашение и приехали в Нижний?

– Мне хотелось вернуться домой. Я здесь вырос, здесь живут мои родители. Когда я заканчивал школу, учился в университете, помню, что не только я, но и многие мои ровесники стремились отсюда уехать. Но вернувшись сюда почти через 15 лет жизни в других городах, я понял, что на самом деле Нижний очень люблю.

Однако главной мотивацией стало то, что в саратовском ТЮЗе мне пришлось встраиваться в уже отлаженную до меня систему. А здесь же многое можно сделать так, как мечтается, построить свой театр.

Первый спектакль – семейная драма

– Почему вашим первым спектаклем будет «Папа» Флориана Зеллера? Когда вы познакомились с пьесой?

– Чуть больше года назад. Я прочитал рецензию на спектакль Норильского театра драмы по этой пьесе. По-моему, это была первая постановка в России. Меня заинтересовал сюжет, и, поскольку в этом театре я был когда-то на лаборатории, попросил, чтобы мне прислали текст.

Я находился от пьесы под сильным впечатлением какое-то время. Сразу понял, что её нужно срочно ставить, ведь она настолько хороша, что её скоро многие захотят делать.

Кажется, единственная причина, по которой «Папа» не идёт до сих пор в каждом втором театре страны, – не везде есть артист на главную роль. Здесь он есть, это во-первых. Во-вторых, очень сложно мне, придя в театр, взять в работу сразу пьесу для большой сцены, где много действующих лиц, когда я труппу знаю ещё не очень хорошо. Если бы театр играл спектакли, я бы мог увидеть коллектив. Но уйдёт какое-то время, прежде чем я присмотрюсь как следует ко всем артистам. В ноябре 2020-го и в конце февраля или в начале марта 2021 года мы планируем провести две режиссёрские лаборатории, где будет задействована практически вся труппа. Программный, большой спектакль я решил сделать во второй половине сезона. А пока я решил взять в работу камерную вещь.

– В каком жанре написана пьеса? Когда должна состояться премьера спектакля?

– Премьера «Папы» должна состояться в декабре или в январе, в крайнем случае, в начале февраля. Это семейная драма. Она привлекает мощным драматургическим ходом. Герой теряет память и связь с миром, и зритель как будто это делает вместе с ним. Человек фактически уходит из жизни, оставаясь при этом физически ещё на этом свете. Это, действительно, очень страшно.

– Для какой пьесы пришло время?

– Наверное, это вопрос больше к драматургам и театроведам. Для меня лично важно, чтобы пьеса была хорошо написана и была на тему, которая меня по-настоящему волнует в данный момент.

Досье.

Алексей Логачёв. Родился 16 октября 1985 года в Горьком. Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (2007-2011). С 2002 по 2007 год учился на факультете вычислительной математики и кибернетики ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С 2015 года работал главным режиссёром Саратовского академического театра юного зрителя имени Ю.П. Киселёва. Спектакль Алексея Логачёва «Отрочество» 2014 года был включён в лонг-лист премии «Золотая Маска».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах