К сожалению, путь к себе порой приводит людей в секты или в экстремистские организации, где разговоры о смысле жизни заканчиваются психологическим, а то и физическим насилием. Что такое тоталитарные секты и зачем люди ищут в них приют от жизненных бурь? Об этом «АиФ-НН» беседует с кандидатом исторических наук Фёдором Дорофеевым.
Осознанный выбор
Евгения Матвеева, «АиФ-НН»: Фёдор Александрович, по каким признакам религиозную организацию можно отнести к деструктивным - проще говоря, к сектам?
Фёдор Дорофеев: Понятие «деструктивная религиозная организация» существует, но оно внеправовое. В правовом поле сегодня действует официальный список Министерства юстиции РФ. Есть ряд запрещённых российским законодательством религиозных организаций. Такой статус они получают только на основании решения суда.
С научной точки зрения существует классическая концепция «церковь - секта» немецких социологов и религиоведов Макса Вебера и Эрнста Трёльча. Она говорит: секта - это первый уровень развития любой религиозной организации. Далее эта группа людей, отстаивая свою идентичность, переходит на следующий уровень и становится церковью. У религиоведов есть такая поговорка: «Чем церковь отличается от секты? В секту люди приходят своими ногами».
Чаще всего это осознанный выбор. Задумайтесь, порой даже люди, которые всю жизнь считают себя верующими, в церкви бывают лишь два раза: во время крещения в младенчестве и после собственной смерти на отпевании.
- Какие существуют основания, чтобы запретить религиозную организацию на территории России?
- Как правило, это разжигание ненависти в отношении определённой группы лиц, вредные для здоровья людей практики, откровенный экстремизм.
- Ну, и в таких организациях на людей должны оказывать явное психологическое давление?
- В основе многих религий лежит самодисциплина. Человек грешит, кается, несёт наказание в виде послушаний. Это своего рода тоже давление на личность. И в православной церкви есть случаи, когда священники, считая себя старцами-духовниками, фактически начинают руководить жизнью прихожан.
Другое дело, что это не повсеместная практика. Такие факты осуждаются на уровне Патриарха и разбираются на заседаниях патриарших комиссий.
В поисках прекрасного
- На ваш взгляд, какова причина того, что люди уходят в секты?
- В любую религиозную организацию человек приходит по целому ряду причин: психологических, социальных, философских. Но, как правило, главенствует всё же причина социальная.
Когда в стране общая неустроенность, люди не уверены в будущем, они начинают нуждаться в неком фундаменте, более прочном, чем их сиюминутная жизнь. Такую альтернативу даёт религия. Если мы возьмём газеты конца XIX - начала XX века, увидим там огромное количество рекламы колдунов, магических средств. В XVII веке во время Смуты также был всплеск популярности чернокнижников.
Потом у нас очень инфантилизированное общество. Люди всегда считают, что кто-то должен за них решать проблемы: президент, духовник. А между тем ещё преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам и вокруг тебя спасшуюся тысячи».
- Близким людям как-то можно переубедить человека, который попал в секту?
- Предпринимать попытки вывести человека из-под влияния секты можно в момент, когда он только туда пришёл или когда осознанно желает секту покинуть. Надо почувствовать, что возникает сомнение, и действовать.
Но добровольно пребывая в секте, человек не слышит никаких доводов. Более того, насильно вытаскивая человека из секты, его можно лишить последней опоры в жизни, которую, как он считает, обрёл.
- Почему люди осознанно покидают секты?
- Причины бывают разные, но обычно людям надоедает сама система. Идеология секты не так детально разработана, как у церкви. Секты используют довольно простые схемы, которые поначалу очень привлекательны. Но вот вы год ходите на собрание, где вам говорят, что бог вас любит, что вы скоро разбогатеете, а больше в религиозной практике нет ничего.
Века без конфликтов
- Сегодня становятся популярными, особенно в молодёжной среде, всевозможные неоязыческие учения.
- Часто за такими учениями скрываются нацистские организации. Есть откровенные шарлатаны, есть реконструкторы, которым интересна атрибутика времён язычества на Руси. Это все мало отношения имеет к религии. Вот, например, на севере Нижегородской области живут марийцы, которые всегда были язычниками, из поколения в поколение. Там жили Герои Социалистического Труда, председатели колхозов и одновременно жрецы, совершавшие в священной роще молебны за урожай.
- А чем вообще Нижегородская область интересна с точки зрения религиоведения?
- Регион в этом смысле не один год привлекает даже иностранных религиоведов. В Нижегородской области на протяжении столетий бок о бок живут представители очень разных религиозных конфессий, при этом нет межконфессиональных конфликтов. Так, татары на этой земле - со времён Ивана Грозного, который разрешил им здесь поселяться, переезжая из Астраханского и Казанского ханств. Селились они на определённых условиях - служить русскому государству. Вместе с христианами проливали кровь за защиту этих рубежей. Пытаться сегодня выставить их захватчиками и врагами - большая глупость.
- В наши дни также спорят, должна ли церковь на разных уровнях вмешиваться в дела государства?
- По Конституции РФ это невозможно. Но православная церковь - это часть общества, и она может и должна выполнять определённые социальные функции. Тот же Патриарх Алексий II в своё время предлагал прекратить натовским войскам бомбардировку Сербии, и Папа Римский поддерживал его в этой просьбе. Это нормальная позиция христианина - призывать к миру. Кроме того, именно церковь сохраняет некие идеалы, традиционную семью, то, что общественное выше частного - это необходимо всем нам.