Примерное время чтения: 9 минут
549

Венеция поневоле. Когда Нижний Новгород перестанет «плавать» после дождей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 15/07/2015

Из года в год на тех же местах после тех же дождей образуются всё те же лужи. Болевые точки городских дорог и дворов местные жители знают уже наизусть и не сомневаются: достаточно пройти более-менее сильным осадкам - и здесь будет озеро. С развитием соцсетей у горожан просто добавилось новое хобби - выкладывать фото и видео со своими приключениями во время дождя. Машины, по самые окна скрытые водой, практически плывущие пешеходы…

Люди-амфибии

«Вот он, долгожданный аквапарк в Нижнем Новгороде!» - веселятся нижегородцы в соцсетях и на форумах. Или вот: «В Волгограде засуха - предлагаю перенаправить им наши лужи в качестве гуманитарной помощи».

Конечно, всё это было б так смешно, когда бы не было так грустно. Каждый потоп влетает и городу, и горожанам в копеечку, а потраченные нервы и вовсе бесценны. Автомобилисты бьются над тем, как и у кого стребовать компенсации за ущерб - у властей или у страховых компаний. Царапины, повреждения, потерянные в водоворотах автомобильные номера…

Судьба номеров, кстати, бывает интересной. Их часто находят дорожные службы, выходящие на приведение в порядок улиц после потопа, после чего просто вешают на борта спецтехники - признав свой, автомобилист может его забрать. Сотрудники кафе на перекрёстке пр. Кирова и ул. Краснодонцев, где 5 июля разверзлось настоящее море, после спада воды насобирали с асфальта почти полсотни номеров. Высушили, выложили, сфотографировали и разместили в интернете, чтобы отыскать законных хозяев.

«Своими глазами видели, как въезжали в лужу автомобили с номерами, а выезжали уже без них, - рассказывает Александр Фёдоров, сотрудник кафе. - Найденные госзнаки теперь возвращаем владельцам. Разумеется, только по документам на автомобиль - не кому попало. Уже на следующий день после потопа почти половину номеров у нас забрали».

Фото: АиФ

Спасение утопающих

С водой на улицах должна бы справляться специальная ливневая канализация, но история с ливнёвкой в городе - это отдельная печальная песня. Если коротко, то все эксперты и чиновники отвечают одно: существующая ливнёвка недостроена, а то, что достроено, плохо работает. По сути, о ней вспоминают лишь во время очередного дождя. Хотя система, будь она налажена, работала бы и зимой вместе со снегоплавильными станциями, помогая справиться со снегом. Но - увы.

Построенная в Нижнем Новгороде ливнёвка, по сути, фрагментарна. В каких-то районах она есть, в каких-то - её совсем нет. Существуют и просто недостроенные тупиковые участки, откуда вода никуда не может слиться. По данным городских властей, из 307 км ливневых сетей около 70 км ведут в никуда.

Споры о том, как решить вопрос, возникают периодически. «Схема развития дождевой канализации» для Нижнего Новгорода существует, но разработана она в далёком 1991 году и, естественно, не учитывает многих современных реалий. В том числе и финансовых.

Изменения, внесённые в неё при разработке нового генплана города, определили баснословную сумму в 70 млрд руб. Для сравнения: стоимость стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года - 17 млрд руб. И ливнёвка, к слову, в проект стадиона заложена отдельно, вместе с собственной насосной станцией. Её строительство, как сообщают в администрации Нижнего Новгорода, уже завершено на 62%.

Естественно, проект стоимостью в пять стадионов у города не вызывает энтузиазма. В конце 2014 года свой вариант предложил «Нижегородский водоканал»: объединить отрезки ливневой канализации с канализацией бытовой, куда уходят коммунальные отходы. Стоимость достройки отдельной ливнёвой сети водоканальщики оценивали по-другому - в 30 млрд, а «комбинированный» подход должен был обойтись всего в 9 млрд руб. Причём основные расходы компания должна была взять на себя. Разумеется, не по доброте душевной: включить сети в своё финансирование водоканальщики соглашались лишь с тем условием, что сети во владение и пользование город полностью передаст им. Да и насколько безопасно объединять ливнёвку со стоком всех городских отходов?

Судьбу этого проекта «АиФ-НН» узнать не удалось. В городской администрации нас со всеми вопросами по развитию ливнёвки отправили в водоканал. Там, в свою очередь, ответили, что город сети ливнёвки компании не передавал.

В общем, лужи и ныне там. На ул. Керченской, как раз напротив офиса водоснабжающей компании, во время дождей собирается собственное озеро.

От города - природе

Существующая система ливневой канализации грозит не только горожанам, но и экологии. Сегодня у сети ливнёвки нет собственных очистных сооружений.

Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

«Всё, что смывает с городских улиц, попадает напрямую в Волгу и Оку, - рассказала «АиФ-НН» Елена Колпакова, эколог, координатор движения «Поможем реке». - В том числе - в места купания и отдыха горожан. Это сильно влияет на уровень загрязнения рек».

«У бытовой канализации система очистки есть, поэтому в этом направлении объединение двух сетей могло бы дать положительный результат, - поделился с нами Вадим Воронков, заслуженный строитель РСФСР и главный архитектор Горького в 1966-1986 годах. - К тому же дождевые стоки «разбавляли» бы коммунальные отходы, и очистным сооружениям легче было бы справляться с загрязнением. Но всё-таки эта совмещённая система очень опасна. Если она переполнится, то улицы утонут уже не просто в дождевой воде, а в городских отходах».

Пока же проблема городских «запруд» решается исключительно по факту их возникновения. К каждой луже выезжают специалисты и по возможности откачивают оттуда воду. Строительство новых объектов, в частности - жилых микрорайонов, имеет обязательное условие - проведение ливнёвки. Так, по данным муниципальной компании, занимающейся обслуживанием сетей, строительство ливнёвки заказали застройщики новых жилых комплексов в Приокском, Канавинском, Автозаводском и Московском районах. Это вопрос не только удобства, но и в буквальном смысле выживания.

Ливнёвке нужен уход

Вадим Воронков, заслуженный строитель РСФСР, главный архитектор Горького в 1966-1986 годах:

- Схему ливневой канализации на весь город разработали в рамках генплана 1984 года. В проект входили бассейны стока, сети коллекторов, очистные сооружения и т.д. - всё необходимое. Но из-за исторических перипетий и финансовых вопросов программу не реализовали. По сути, у нас хорошо простроен сток, но не доведена до ума система насосных станций, коллекторов и очистка воды.

Огромная недоработка в Нижнем Новгороде - отсутствие должного ухода за ливнёвкой. Промывка систем канализации должна проходить ежемесячно вне зависимости от осадков. У нас же чистят лишь после потопов. А проходит основная вода, падает скорость течения по коллекторам - и начинается заиливание.

Яркий пример - ливневая канализация на Лыковой дамбе. Когда её вскрыли для ремонта, она была как цементом забита илом и грязью, там гвоздь бы не прошёл!

В этом смысле хорошо решены ливневые канализации в Европе, в частности - в Париже. Стоки там открытые, это траншеи вдоль дороги, забранные решёткой. При засорах специалисты сразу находят нужное место, крюками поднимают решётку и прочищают, всё происходит очень оперативно.

У нас, к сожалению, такой метод открытых ливнёвок не прижился - строят закрытые. А как их прочищать, кто полезет в трубу диаметром 1 м под землёй? Это ведь ещё и опасно.

Объединение ливневой и хозяйственно-бытовой канализации возможно, но это будет всего лишь временная мера. Ведь бытовая канализация тоже не безразмерна. Нужно рассчитать, чтобы она заполнялась наполовину; заполнение на две трети - это уже риск, при сильном дожде она уже с водой не справится. Так что без строительства отдельной сети всё равно не обойтись.

Стоит учитывать и то, что в Нижнем Новгороде в этом году ещё не было «настоящего» ливня - такого, какие случились в Москве или Сочи. Если бы он пролился на город с такой же силой, у нас просто затопило бы все улицы.

Компетентно

Андрей Николаев, директор Муниципального казённого учреждения «Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты Нижнего Новгорода»:

- Дождевая канализация Нижнего Новгорода построена выборочно, для отведения дождевых вод главным образом с проезжей части основных магистралей и с «пониженных мест» городской застройки. В целом вода отводится лишь на 40% нужного объёма. Даже существующие сети частично заилены, малы по пропускной способности, требуют прочистки и перекладки. Плохое отведение воды сказывается и на дорогах, ведёт к преждевременному разрушению асфальта.

Особенно тяжёлая обстановка сложилась в заречной части города. Остро стоит вопрос о строительстве и восстановлении закрытой сети дождевой канализации и об очистке дождевых вод перед выпуском их в открытые водоёмы.

Только за I полугодие 2015 года наши специалисты очистили 958 погонных метров ливневой канализации. По заказу городских властей провели телевизионное инспекционное обследование одной из очень проблемных территорий города в районе улиц Алексеевской и Варварской. Строить сеть ливнёвки здесь необходимо - сильно скапливается вода после дождей. В департамент строительства Нижнего уже направлена соответствующая заявка.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно