aif.ru counter
02.04.2019 17:55
2171

Спасти реку от безработицы. Как возродить судоходство на Верхней Волге

Первый этап проекта гидроузла прошёл государственную экспертизу. В ближайшие месяцы планируют начать строительство.
Первый этап проекта гидроузла прошёл государственную экспертизу. В ближайшие месяцы планируют начать строительство. © / АиФ

Вскоре в Нижегородской области начнётся строительство низконапорного гидроузла. Стратегический объект должен восстановить судоходство на Верхней Волге.

Решит ли плотина давнюю проблему великой реки? И как она изменит жизнь региона?

Хорошая альтернатива

Мало кто знает, что строительство каскадов водохранилищ и гидроэлектростанций в Волжском речном бассейне задумали ещё в дореволюционной России. Масштабный проект был нужен, чтобы решить сразу несколько проблем: «укротить» страшные наводнения, от которых были огромные экономические потери; создать бесперебойное производство дешёвой электроэнергии и проложить глубоководный путь, соединяющий Каспийское, Чёрное, Балтийское и Белое моря.

Смелую идею воплотили в жизнь советские учёные, спроектировав Волжско-Камский каскад ГЭС.

Проблема обмеления участка от Городца до Нижнего Новгорода тоже не нова. Она возникла почти сразу после запуска Горьковской ГЭС в 1957 году и с годами лишь усугублялась.

– Из-за добычи полезных ископаемых и дноуглубления уровень воды на этом участке просел более чем на метр, – объяснил заместитель руководителя Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна» Константин Бобров. – Распалась Единая глубоководная система, которая работает с глубиной 4 м. Сегодня при дополнительных сбросах воды с Нижегородской ГЭС на проблемном участке в навигацию всего несколько часов удаётся держать уровень воды в 2,5 м. Но этого недостаточно для прохождения крупнотоннажных торговых и туристических судов. Фактически не работает международный транспортный коридор «Север — Юг» с Балтики на Каспий и в Средиземноморье.

Над решением проблемы судоходства на Волге специалисты работали с конца 1970-х. Поднимать Чебоксарское водохранилище до проектной отметки в 68 м отказались – слишком много территорий для этого нужно было затопить. Остановились на варианте строительства низконапорного гидроузла.

Объект – с минимальными экологическими последствиями и значительным экономическим эффектом позволит решить проблему судоходства на 40-километровом участке от Городца до Нижнего Новгорода на ближайшие сто лет. Нижегородская плотина — крупный федеральный проект, одобренный Президентом РФ Владимиром Путиным на президиуме Госсовета в августе 2016 г. Проект вошёл в целевую программу развития транспортной сети страны. На строительство из федерального бюджета выделено 43,5 млрд руб.

Нижегородский гидроузел построят на 890-м километре судового хода Волги на острове Ревякинский, в границах Сормовского района Нижнего Новгорода. Первый этап проекта прошёл государственную экспертизу. В ближайшие месяцы сооружение начнут возводить.

– Некоторые противники строительства плотины утверждают: есть решение научного совета Российской академии наук 2015 года, согласно которому здесь целесообразнее строить третью нитку Городецкого шлюза, – продолжает Константин Бобров. – Однако на совете учёные-экологи в основном обсуждали разные варианты подъёма Чебоксарского водохранилища на 68-ю отметку – проектный уровень для Чебоксарской ГЭС. Вердиктов тогда никто не выносил. 10 апреля 2019 года научное сообщество соберётся вновь. Однако на этот раз, кроме экологов, проблему обсудят специалисты Института водных проблем РАН, а также ведущих транспортных институтов и отраслевых НИИ.

В чём разница?

Разработчикам проекта, специалистам ООО «Техтрансстрой», пришлось объяснять жителям, чем гидроузел лучше варианта поднятия Чебоксарского водохранилища до 68 м.

– Все водохранилища, которые сегодня есть на Волге, – всесезонного типа, – рассказал главный инженер проекта Нижегородского гидроузла Игорь Краснощёков. – Наше же водохранилище имеет только воднотранспортное назначение и, значит, будет наполняться сезонно. То есть на спаде весеннего половодья, когда начинается навигация, а уровни воды снижаются и их не хватает для прохода судов, гидроузел сможет опустить затворы и поддержать на 40-километровом участке от Городца до Нижнего строго определённые глубины. Водо-хранилище в среднем будет работать до середины ноября. Когда навигация завершится, затворы на гидроузле плавно поднимутся, и река на этом участке вернётся к естественному режиму стока, в том числе и в половодье.

Жителей Балахны, Заволжья, Городца и Сормовского района Нижнего Новгорода проект затронет напрямую. На различных общественных площадках они высказывают опасения, что часть этих территорий уйдёт под воду. Однако, как подчёркивают проектировщики, Городец, к примеру, построен на высокой холмистой местности, так что любая большая вода в Волге ему не страшна. Улица Дубравная и посёлок Копосово в Сормовском районе областного центра также не попадают в зону возможного подтопления. А вот Балахна, по их словам, и без влияния работы гидроузла, согласно проектным изысканиям, подтоплена на 50% уже много лет.

– И виной всему – не уровень воды в Волге, – говорит генеральный директор ООО «Техтрансстрой» Виктор Морозов. – Причина – в так называемых вторичных источниках подтопления. Это затопленные торфяные болота и построенный пруд-охладитель, используемый при работе местной ГРЭС. Кроме того, Балахна стоит на так называемой первой надпойменной террасе реки. Когда при таянии снега с более высоких отметок вода спускается к этой террасе, грунтовые воды поднимаются и подтапливают город. Необходимо восстанавливать мелиоративную сеть каналов, построенных в Балахне в советские годы. Город Заволжье стоит на тех же отметках, что и Балахна, но сохранил мелиоративную сеть, которая и создаёт комфортную обстановку в городе.

Разрабатывая проект Нижегородского гидроузла, учёные Научно-исследовательского института оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова создали гидрологическую модель. Она уже сегодня позволяет определить, на какие территории работа гидроузла повлияет больше всего. Исходя из этого, специалисты разработали компенсационные меры. На строительство объектов инженерной защиты предусмотрено 2,9 млрд руб., на компенсацию ущерба, наносимого зелёному фонду муниципалитетов, – более 300 млн руб. Сумму ущерба оценивают сами муниципалитеты.

Вода сохранит качества

Генеральный директор ООО «Техтрансстрой» Виктор Морозов:

- Сегодня водозаборные станции водоканальных систем Нижнего Новгорода, Заволжья, Балахны берут воду из Волги, Городец - из источников подземного водоснабжения. Исследования в рамках проекта показывают: качество воды на участке низконапорного узла останется на нынешнем уровне. Есть такое понятие - коэффициент водообмена. Это отношение годового стока к ёмкости водохранилища. У Горьковского водохранилища этот коэффициент равен 6. Это значит, что раз в два месяца полностью меняется вода. Коэффициент будущего водохранилища – 387.

Иными словами, меньше чем раз в сутки вода в нём полностью обновляется. Условий для роста сине-зелёных водорослей нет. Да, несколько уменьшится скорость течения у берегов реки, но в русле она останется прежней, и условий для роста числа вредоносных бактерий там также не будет.

В Городецком районе на время работы гидроузла повысится уровень воды в скважинах и колодцах, но её химический состав останется прежним. Кстати, наши инженерные изыскания показали: сейчас в воде из подземных источников, которую используют жители Городецкого района, значительно превышено содержание железа, марганца и веществ аммонийной группы. То есть её нежелательно использовать для питья...

Оставить комментарий (1)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество