aif.ru counter
133

Ребята, жить интересно! Как отвлечь детей от убийственных увлечений?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 31/03/2017

Кто напугал родителей?

«Учителя были очень обеспокоены. Их так потрясла информация, что в один день 5 тысяч детей могут попробовать совершить суицид! Предупредить об этом родителей было гораздо важнее, чем рассказать о предстоящих экзаменах, - говорит нижегородка Алёна Мануйлова. - Некоторые родители стали срочно проверять страницы детей в соцсетях. Но подростки сразу закрывают страницы и закрываются сами».

«Нам классный руководитель посоветовала не поднимать панику, детей чрезмерным вниманием не терроризировать, но всё же за ними приглядывать», - рассказывает нижегородка Светлана Леонидова.

«Я слышала про эти группы, но мне некогда сидеть в соцсетях - я занимаюсь гимнастикой - много тренируюсь, езжу на соревнования. ЕГЭ на носу, мне не до глупостей!» - говорит одиннадцатиклассница Елена Кочнева.

Темой «групп смерти» в соцсетях сейчас занимаются в Следственном управлении СК по Нижегородской области.

«В этих группах открыто пропагандируют суициды, склоняют детей и подростков совершать их, культивируют депрессивные состояния, применение насилия в отношения себя и окружающих, критикуют и высмеивают общепринятые человеческие ценности, - считают в Следственном управлении. - К счастью, в Нижегородской области пока не отмечались трагические случаи детского суицида под воздействием «групп смерти».

Министерство образования региона обратилось в Роскомнадзор с предложением закрыть в соцсетях ряд групп, которые огут пропагандировать суицид.

Недавно учитель одной из школ Московского района Нижнего Новгорода отследила двух учеников, которые зарегистрировались в опасных сообществах. Так, может быть, удалось предотвратить трагедию.

О чём думает ребёнок?

Заигрываясь в онлайн-игры, дети могут перейти грань. Как же отвлечь их от пагубного влияния Интернета?

«Игры со смертью по природе своей сродни увлечению наркотиками - ребёнок не осознаёт всей опасности «эксперимента». Но классный руководитель должен знать, что обсуждают дети. Если ребята заинтересовались темой, учитель вместе с психологом обязан найти способ их отвлечь, - считает Марина Жаркова, начальник сектора по вопросам дополнительного образования и воспитания департамента образования Нижнего Новгорода. - Родители же видят детей такими, какие они есть, в отрыве от коллектива. Мамы и папы должны знать, о чём думает ребёнок. Если сын или дочь знают, что жизнь родителей заполнена любимой работой, детьми и увлечениями, он будет понимать её ценность».

Чтобы дети не поддавались грустным мыслям, их нужно отвлечь, увлечь, занять, считает Елена Парфёнова, консультант отдела по вопросам доп-образования и воспитания минобразования региона. Увлечения могут быть самыми разными - спорт, детское общественное движение, волонтёрство, детское пароходство, робототехника, техническое творчество, советы старшеклассников. Сами дети рассказывают сверстникам, как прекрасна жизнь, как важно жить и заниматься чем-то интересным и полезным, общественно значимым.

В школах региона создали более 350 служб примирения, где стараются разбирать школьные конфликты.

«Мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы детям было интересно жить! Это задача прежде всего родителей и педагогов, - взывает М. Жаркова. - У детей не должно быть даже возможности подумать о суициде, какой бы привлекательной ни была реклама в соцсети. Нужно дать им в жизни другой интерес! Причём сегодня нужно просвещать не только мам и пап, воспитывающих подростков, но и родителей дошкольников. Кроме того, сотрудники ФСБ учат педагогов распознавать, что ребёнок в группе риска, отличать в соцсети опасную символику».

Эксперты считают: только совместными усилиями можно вырвать детей из лап убийственных увлечений.

Глаз да глаз

Екатерина Васкэ, профессор психологии, доктор психологических наук, научный консультант областного Следственного управления СК РФ:

«Подростковый суицид может быть обусловлен самыми разными факторами, в том числе влиянием интернет-пространства и СМИ. Кроме того, на подростков сильно воздействует общность единомышленников, группа, в которую они входят. Суицидальные попытки подростка могут быть обусловлены личностью самого человека, который пытается привлечь к себе внимание. Он может исходить из незрелых мотивов, не понимая смысла смерти как конца жизни. К счастью, суицидальное поведение - нетипичное проявление подросткового возраста. Поэтому применять превентивные меры нужно всесторонне. Основная нагрузка должна ложиться на плечи родителей и других близких взрослых, которые должны систематически отслеживать, анализировать и контролировать поведение ребёнка в соцсетях, хочет он того или нет.

Внимание к жизни, настроению, эмоциональному состоянию подростка должно быть в постоянном приоритете у взрослых, которые отвечают за жизнь детей в целом. Во избежание риска суицидальных попыток детей надо поддержать, наладить с ними доверительные отношения, интересоваться их жизнью.

Должны настораживать взрослых любые изменения в поведении ребёнка - он неожиданно стал замкнутым, игнорирует живое общение со сверстниками… Если подросток совершает шантажные суицидальные попытки, чтобы чего-то добиться, нужно обратиться к психологу. Нельзя поощрять такое деструктивное поведение!»

Опасность затягивает

Марина Панкратова, начальник сектора по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Нижнего Новгорода:

«Если возникает проблема, родители пеняют на педагогов, а учителя говорят, что воспитывать должна семья. Почему мамы и папы не видят, что ребёнок на краю?

С ребёнком нужно общаться. Сегодня у нас утрачен институт семьи. Многие родители из-за занятости забыли, что главная ценность для них - дети. По Семейному кодексу РФ, именно родители обязаны заниматься воспитанием и содержанием детей. К слову, в нашей комиссии за последние годы дел в отношении детей мы рассматриваем вдвое меньше, чем в отношении родителей. Мамы и папы не дают детям многого, но пеняют на педагогов. Да, учителя должны обучать, но воспитывать-то- родителям.

Порой взрослые начинают принимать меры, когда ребёнок уже попал в опасную группу. Психологи признаются: даже профессионалы не всегда знают, как выйти с этих сайтов - это настолько затягивает!

На мой взгляд, пока ребёнку не исполнится десяти лет, ему нечего делать в соцсетях. Я не против Интернета, но именно для детей вся информация должна быть дозирована. На смартфонах, планшетах, компьютерах у ребят должны стоять программы родительского контроля. Родители не верят в действенность этого программного обеспечения. Вы хотя бы попробуйте!

На комиссии как-то рассматриваем случай: мальчик-«зацепер» в Сормове залез на крышу электрички, его поразило током, состояние тяжёлое. Он не раз попадал в поле зрения педагогов, но мама только отмахивалась - мол, это лишь детские шалости. И вот шалости довели его до инвалидности. У детей снижен порог опасности, но почему родители не делают выводов, не принимают мер?»

Куда обратиться?

  • (831) 293-10-93 - телефон экстренной психологической помощи.
  • 8-800-2000-122 - детский телефон доверия.
  • (831) 433-09-69 - нижегородский молодёжный телефон доверия.
  • (831) 419-50-00 - городской телефон доверия экстренной психологической помощи (клиническая психиатрическая больница №1 Нижнего Новгорода).

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах