Куда на самом деле попадает наш мусор, за вывоз и утилизацию которого платят граждане? В этом попытались разобраться эксперты на круглом столе в пресс-центре «АиФ-НН».
Не довезли?
С 2016 года вступил в силу федеральный закон о вывозе и утилизации бытовых отходов, который, по идее, должен сделать «мусорную» отрасль цивилизованной. Никаких больше стихийных свалок и маленьких неконтролируемых складов мусора! По закону в каждом регионе будут работать крупные современные полигоны.
В Нижегородской области, по уже разработанной программе, их будет девять. Три уже действуют. Но, оказывается, мусор до них доезжает далеко не весь.
В нижегородское отделение Общероссийского народного фронта пожаловались жители Борского района. На фото и видео, которые они предоставили, - неогороженная территория в районе бывшей Пикинской свалки. Там работает шредер, измельчая крупногабаритный мусор из грузовиков муниципальных (!) предприятий. Причём сбрасывается мусор тут же, поблизости.
- На месте мы действительно нашли остатки промышленных отходов - стекло, матированную плёнку и так далее, - объясняет Илья Савинов, активист регионального отделения ОНФ. - Но по региональной программе отходы из Борского района должны поступать на новый Городецкий полигон, где все возможности для сбора и переработки есть. Но, как сообщили нам на полигоне, за три года работы объекта не все муниципальные предприятия Бора даже потрудились заключить с ним договор.
К Борскому району, как выясняется, давно есть претензии и у контролирующих ведомств. Жители не раз жаловались на незаконную свалку на месте бывшего полигона Борского стекольного завода. Сам полигон официально закрыт и использоваться не должен, однако отходы на нём скапливаются регулярно. По словам Александра Костина, директора борского муниципального предприятия по благоустройству, и Пикинская свалка, и бывший полигон стеклозавода якобы служат перевалочными базами при вывозе мусора. Но и в таком виде это нарушение - на закрытых полигонах мусора не должно быть вовсе! Вызывает большие вопросы и сам факт, что на рекультивированной за бюджетные деньги территории работает коммерческая структура, по сути, дублируя функции комплекса под Городцом, специально оборудованного и отвечающего всем техническим регламентам комплекса…
Тарифы - в канаву?
На Городецком полигоне уверены: корень проблем - в желании присвоить средства, собираемые с граждан и предприятий. Ведь перевозка и утилизация мусора - это разные услуги. Тарифы для полигонов устанавливает региональная служба по тарифам, а вот стоимость вывоза определяют сами перевозчики, в том числе муниципальные.
- Так сложилось, что деньги, собранные с людей за вывоз и утилизацию ТКО, попадают к перевозчику, который затем должен передать полигону вместе с отходами плату за утилизацию, предназначенную ему по тарифам, - говорит Андрей Лебедев, директор по развитию ЗАО «Управление отходами НН» (в ведении этой компании находится Городецкий полигон). - Перевозчик же зачастую предпочитает собрать деньги, а мусор не довезти или отправить его куда дешевле.
Бор - случай не единичный. В распоряжении ОНФ есть подтверждения того, как огромные потоки мусора вывозятся и складируются на старой свалке под Кстово. Кстовский полигон, кстати, - в числе тех, что лишь проходят процедуры согласования. Общественные слушания по ещё не реализованному проекту назначены на 14 марта.
Артём Патрин, гендиректор ООО «Эко-реал» (компания эксплуатирует Кстовский полигон), признал в свалке на фото старую площадку - по его словам, она по-прежнему работает, пока новый проект проходит согласования.
- Мы в суде доказываем, что старая площадка под Кстовом не вправе размещать отходы, она не соответствует никаким требованиям и не входит в госреестр объектов для утилизации ТКО, - говорит Юрий Грошев, министр экологии и природных ресурсов области. - Новый закон даёт год переходного периода, но мы будем заставлять всех участников рынка его соблюдать. Кто-то сетует на тарифы, кто-то на логистику, а тем временем отходы, оказывается,закопаны в канавы! Это недопустимо. Вывозить мусор на обычную свалку за мизерные деньги, собирая при этом с людей по тарифам высокотехнологичного полигона - это не конкуренция, а беспредел. Кто будет отвечать за рекультивацию объекта накопленного экологического ущерба в Кстове, если отходы туда свозят отовсюду, в нарушение территориальной схемы?
Проблема обостряется потому, что недобросовестные участники рынка ради сиюминутной выгоды наносят вред землям, а приведение их в порядок потом станет нагрузкой для местных бюджетов. Средства там и так ограничены.
- Выход один - услуги каждого участника процесса должны оплачиваться отдельно, - уверен Андрей Лебедев. - Утилизация - как услуга коммунальная, находящаяся под контролем государства, а транспортировка отходов - это рынок, эту услугу можно поделить между большим количеством участников, и пусть выстраивают отношения между собой, без ущерба экологии и интересам людей.
Нужен госнадзор
Владислав Жуков, член Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам АПК и природопользования:
- Нижегородская область стала инноватором по утилизации отходов. Та же территориальная карта образования и вывоза отходов есть далеко не во всех субъектах Федерации. Сейчас на очереди - лицензирование как раз перевозчиков мусора. Да, говорят, что бизнесу нужно дать самому себя регулировать. Но в отношении мусороперевозок здесь результаты плачевные: за год отмены лицензирования на транспортировку мусора число несанкционированных свалок в России стало больше в тысячу раз! Государственный надзор здесь необходим.
Закон должен прижиться
Игорь Колесников, временно исполняющий обязанности руководителя департамента Росприроднадзора по ПФО:
- И у нашего департамента, и у министерства экологии региона позиции полностью созвучны федеральному законодательству. На первый взгляд, сделано в этом смысле пока немного, но фактически мы уже наводим порядок: выводим из обращения не соответствующие современным требованиям свалки. Проблема одна: как проследить движение отходов от момента их образования до утилизации? Но контроль - это вопрос подзаконных актов и нормативных документов, которые выходят вслед за основным законом. Трения при нововведениях неизбежны. Будем работать, чтобы их разрешить.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть