Примерное время чтения: 7 минут
1526

Лифт стоит, жильцы идут. Есть ли у подъёмников в жилых домах срок годности?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 16/10/2019
После установки новые лифты тоже часто ломаются.
После установки новые лифты тоже часто ломаются. / Галина Симонова / АиФ-Нижний Новгород

Лифт – один из символов комфорта в современном городе. Но порой он старше жильцов дома! Почему замена подъёмников растягивается на месяцы, а ждать очереди на эти работы приходится годы?

Не дошёл семь ступенек

29 апреля 2019 года на улице Ковалихинской, 7а, отключили лифт. На каждом этаже повесили объявление, что кабину меняют на новую. По наблюдениям жильцов, делали это впервые за почти 50 лет с момента постройки. Из объявления следовало: работы закончат через два месяца. Но две недели никто, похожий на рабочего, не появлялся, говорят жильцы.

Потом менять кабину всё же начали, но делали это с перерывами в несколько дней. Бывало, рабочие пропадали на неделю. Сложными ремонтными работами занималась не слаженная бригада, а чаще всего один человек. В итоге новый лифт в подъезде начал  работать только 14 сентября. 

«Живу на седьмом этаже, – рассказала «АиФ-НН» жительница дома Галина Симонова. – Человек я пожилой, и, конечно, ходить каждый день по лестнице уже тяжело: лишний раз из дома не выйдешь, продуктами стараешься себя не нагружать. Ужасно, что пока меняли кабину лифта, упал и умер в подъезде мой 53-летний сосед! Он перенёс инсульт, но выходил гулять. Не дошёл семи ступенек пешком до нашего седьмого этажа! А мог бы на лифте подняться и жить, если бы всё отремонтировали в обещанные сроки».

По словам Галины Симоновой, с момента пуска новой кабины лифт уже не раз ломался. Жильцы терпят и надеются, что всё наладится. Тем более что теперь кабина освящена – соответствующий знак там есть.

«Нам интересно: лифт освятили после приёмки работ комиссией Ростехнадзора или прямо на заводе, заранее?» – продолжает Галина Симонова. 

Жителей дома по улице Пролетарской от трагедии, видимо, тоже спасли высшие силы. В подъезде одновременно начали ремонт в нескольких квартирах. Рабочие сносили стены в помещениях и огромные тяжёлые мешки с кусками бетона по нескольку раз в день спускали на лифте вниз – он же грузовой!

«Лифт стал часто ломаться, - говорит Александра Иратова. – Дом наш построен 30 лет назад, кабину ни разу не меняли. Лифт как-то странно потряхивало при подъёме и спуске. Всё шумело, гудело. Кабина иной раз опускалась ниже порога первого этажа и застревала вместе с людьми». 

Вскоре в шахте начались работы. Оказалось, оборвался один из тросов подъёмного механизма. Видимо, вес мешков с кусками цемента превышал грузоподъёмность кабины.

«Трос поменяли, а кабину – нет, – говорит Александра Иратова. – Хотя она «убитая». По нашим подсчётам, ждать нам этого радостного события ещё очень долго. Ладно хоть не оборвался тогда единственный трос, и кабина не сорвалась в шахту…»

Ещё послужит

Как сообщили «АиФ-НН» в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора,  максимального срока эксплуатации пассажирского лифта в многоквартирном жилом доме  нет. Есть понятие «назначенный срок службы». Его определяет изготовитель. Если в паспорте лифта таких сведений нет, назначенный срок службы лифта – 25 лет со дня ввода в эксплуатацию. Но и спустя четверть века лифт менять необязательно. Продолжать пользоваться подъёмным механизмом можно лишь после оценки его состояния – оно должно отвечать техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов». Такое обследование вправе выполнять только аккредитованные Ростехнадзором организации.

Решение о замене или модернизации лифта принимают его владельцы на основании экспертного заключения. Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, владелец лифта – собственник здания или его представитель (ДУК, ТСЖ, ЖСК).

Технические показатели, которые свидетельствуют об угрозе жизни и здоровью пассажиров, определяет специальный перечень. Вибрация кабины, шум при её движении туда не входят. Это результат или некачественного технического обслуживания лифта, или действий его пользователей. По мнению специалистов Волжско-Окского управления Ростехнадзора, дело здесь не в том, «новый» или «старый» это лифт, а в компетентности и ответственности обслуживающей организации, а также в отношении к имуществу его собственников.

Кстати, если жильцов дома работа обслуживающей организации не устраивает, они вправе её сменить решением общего собрания собственников жилья. По данным Фонда капитального ремонта Нижегородской области, меняют лифтовое оборудование за счёт средств собственников квартир многоэтажных домов. Их отчисляют из взносов граждан за капитальный ремонт жилья.

Соберитесь и решите

Можно ли заменить старый лифт на новый, не ожидая годы? 

«Всё зависит от того, какой способ формирования фонда капитального ремонта вы выбрали, - уверяет Михаил Швыганов, председатель Cоюза «Единство ТСН и ЖСК» (Нижний Новгород), - формируете вы его в фонде регионального оператора капитального ремонта или формируете на специальном счёте.

Спецсчёт может быть у отдельного дома вне зависимости от формы его управления. Решение об открытии спецсчёта принимают на общем собрании собственников жилья. Владельцем спецсчёта в зависимости от формы управления многоквартирного дома может быть УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК, а по решению общего собрания собственников — региональный оператор. Эти организации могут тратить деньги со спецсчёта только по решению общего собрания собственников МКД на утверждённые работы.

В феврале 2020 года вступит в силу новый технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». К этому моменту все лифты в многоквартирных домах на территории России должны соответствовать его требованиям.

Большинство лифтов в нашем регионе не соответствуют техрегламенту и, по сути, их нужно заменить или модернизировать до требуемого регламентом состояния. Но только в одном Нижнем Новгороде таких механизмов около тысячи. В Крыму, например, приняли решение такие лифты заменить не за счёт фонда капитального ремонта, а за счёт отдельной программы, её финансируют республиканская и федеральная казна. У нас в регионе таких программ пока нет.

Если из экспертного заключения следует, что лифт не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза и в случае если оплата за капитальный ремонт идет региональному оператору, жильцы вправе обратиться в прокуратуру и заставить администрацию района поставить дом в план на срочную замену лифтового оборудования, а если это спецсчёт, то собственники МКД сами отвечают за сроки замены лифтов. Сейчас есть программа для ТСЖ по льготному кредитованию на капитальный ремонт. По программе Фонд реформирования ЖКХ возмещает банковский процент кредитования в размере ключевой ставки, сейчас она равна 7%.

Языком цифр

Миллионы за кабину

7038 лифтов требуют замены в многоквартирных домах Нижегородской области. 2,2 млн руб. – средняя стоимость замены одного подъёмника.

399,036 млн руб. выделили в 2019 году на программу замены лифтового оборудования в регионе.

218 новых лифтов в 69 многоквартирных домах установили в 2019 году в Нижегородской области

131 новый лифт установят в Нижнем Новгороде до конца 2019 года.

Больше всего повезёт Автозаводскому району города – там начнут работать 29 новых подъёмных устройств, Нижегородскому и Московскому районам – по 24.

Меньше всего планов по Канавинскому и Сормовскому районам. Здесь установят соответственно 6 и 5 новых подъёмников.

По данным Фонда капитального ремонта Нижегородской области.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно