Примерное время чтения: 8 минут
450

Искусству место на улице. Что рисуют на стенах в Нижнем Новгороде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 18/08/2021
Фестиваль уличного искусства «Место». Никита Nomerz
Фестиваль уличного искусства «Место». Никита Nomerz Нижний800

Нижний Новгород в юбилейный год активно благоустраивают, но есть рисунки на зданиях, которые берегут.  Наш город уже давно стал одной из признанных столиц российского стрит-арта.

О самых интересных образцах уличного искусства – в обзоре «АиФ-НН».

И у стен есть… глаза

Создатель классики нижегородского стрит-арта «Большой брат» уже и сам стал классиком жанра уличного искусства в России – Никита Nomerz. Одна из самых его известных работ появилась в 2010 году и в народе получила прозвище «кричащая башня». Собственно полотном для неё стала часть заброшенной Куйбышевской водокачки, расположенной неподалёку от Молитовского моста на берегу Оки. Место само по себе колоритное, а стрит-арт добавляет ему очарования и популярности у нижегородцев и гостей города.

«Кричащая водокачка» стала для художника началом целой серии подобных работ под общим названием «Живые стены». Идея проекта – у каждого строения в городе есть своя душа и скрытая от людей сущность, которую через своё творчество материализует мастер стрит-арта.

Возможно, ещё один смысл того же граффити «Большой брат» – в том, что даже у стен есть глаза и уши. В пространстве огромного мегаполиса трудно остаться наедине с собой. Даже с виду безмолвные здания на самом деле «кричат» о чём-то.

Свои лица благодаря Никите Nomerz обрели объекты не только в Нижнем Новгороде, но и в Выксе, Перми, Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге. Но сейчас художник больше не оживляет стены, по собственному признанию, немного устав от того, что они стали важнее творца.

Кстати, именно Никита Nomerz – организатор знакового для города фестиваля уличного искусства «Место». В Нижний Новгород уже несколько лет приезжают художники из разных городов и вполне легально украшают столицу Приволжья удивительными работами на разные темы.

Большая крокодила

Обычно нижегородский стрит-арт размещён не в самых посещаемых местах города. Творения уютно располагаются в тихих двориках деревянного Нижнего, на стенах других объектов, которые ещё надо поискать. Не случайно создана специальная карта нашего стрит-арта, а городские экскурсоводы разрабатывают тематические маршруты по «полотнам» уличного искусства.

Но знаменитого арт-крокодила на опоре Канавинского моста чуть ли не каждый день видят многие нижегородцы.

Впервые крокодил появился на одном из главных инфраструктурных объектов города в далёком 2006 году. Идея его создания приехала вместе с питерскими художниками из граффити-команды DS Crew. По мнению большинства нижегородцев, крокодил пришёлся к месту и украсил собой опору моста.

Однако через четыре года рептилия «уплыла» с насиженного объекта без следа. Официальная версия городских властей: стрит-арт был утрачен во время ремонтных работ на опорах Канавинского моста.

Воскрешение «канавинского крокодила» cлучилось в 2018 году в рамках всё того же фестиваля уличного искусства «Место». Один из авторов первой версии арт-рептилии художник Виктор Пузин приехал в Нижний и воссоздал работу. Крокодил, зубами которого стали ступени пешеходной лестницы, ведущей на мост, за годы подрос: теперь его хвост тянется по всей стене на спуске с водной переправы.

Уличное искусство – не только традиционные граффити на стенах домов. Художники создают  панно или инсталляции. К сожалению, такие работы становятся жертвами вандалов или любителей унести то, что, по их мнению, никому не принадлежит.

Непонятно, кому из года в год мешают трогательные «Маленькие миры» известного нижегородского уличного художника Ивана Серого. Проект существует с 2017 года, и можно только позавидовать терпению творца, который раз за разом продолжает создавать мини-инсталляции, хотя эти «Маленькие миры» постоянно кто-то разрушает.

Иван Серый встраивает свои работы в выбоины стен.  «Рогатка».
Иван Серый встраивает свои работы в выбоины стен. «Рогатка». Фото: Фестиваль уличного искусства "Место"

Иван Серый встраивает в стены кирпичных зданий в центре города крошечные комнаты за стеклом. Здесь есть свои герои и глубокий смысл: дедушка-астроном с огромным телескопом напоминал нижегородцам о необходимости мечтать, а бабушка, ждавшая звонка от детей и внуков, – о любви к близким. Эти работы, увы, утрачены по чьему-то злому умыслу…

Но последняя работа Ивана Серого, созданная в июне 2021 года, – «Самоизоляция» – пока на месте. В маленькой комнатке в арке дома по улице Пожарского за стеклом у телевизора сидит грустный человек. Автор объясняет, что это повод задуматься о всеобщей тенденции к одиночеству и добровольной изоляции от общества даже до пандемии коронавируса.

Д

евушки в Нижнем тоже рисуют на стенах. Работы уличного художника Лены Лисицы наверняка встречал каждый, кто прогуливался по центру.

Полотнами для Лисицы становятся стены старых заброшенных или полузаброшенных зданий, не представляющие культурной ценности, но по-своему прекрасные. Лена часто предпочитает растительную тематику, за которой стоит глубокий социальный смысл. Любимый Лисицей одуванчик – символ детства и памяти, соцветия пижмы – знак вечной жизни и очищения. Нарисованные на стенах разрушающихся домов, окнами глядящих в вечность, эти символы обретают особенный смысл.

В июле 2021 года на обгоревшей стене деревянного дома на улице Большие овраги Елена создала новую работу – «Тишина. Философия зерна». Как будто покрытую пеплом гитару украшают ворон и соцветия пижмы. По задумке автора, это символ сгоревших домов в историческом центре города. Жизнь там навсегда затихла, как струны сломанной гитары.

Путешествие в детство

Часто местом для своих работ уличные художники выбирают, пусть и укромные, места в самом центре города. Но благодаря фестивалю «Место» арт-объекты появляются и на стенах типовых многоэтажек в спальных районах. Здесь есть где развернуться, и такое направление граффити называется мурал – большое изображение краской.

Александр Dyoma 21 и Василий Lst подарили спальному району «Прятки».
Александр Dyoma 21 и Василий Lst подарили спальному району «Прятки». Фото: Фестиваль уличного искусства "Место"

На улице Карла Маркса в районе дома №32 в 2020 году художники из Ангарска и Рязани создали двойной мурал – «Прятки». Одна компания задорных мальчишек и девчонок прячется от другой за выступающей стеной дома рядом. Напротив арт-объекта – школа, а рядом детская площадка, поэтому весёлая красочная компания очень уместна здесь.

Недалеко от «Пряток» на улице Совнаркомовской, 30 накануне 800-летия города появилась работа художника из Минска Дмитрия Каштальяна на тему «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэррола.

Мало кто помнит, что английский математик и сказочник бывал в нашем городе во время своего большого путешествия по России. Англичанина особенно впечатлила Нижегородская ярмарка, в районе которой теперь «живут» герои его известной на весь мир книги.

Из оппозиции – в туристическую фишку

«В своё время в Нижнем Новгороде сформировалось сообщество художников, которое было не столько сконцентрировано на субкультуре именно уличного искусства, сколько вообще на истории искусства и культурологии, – говорит художник Артём Филатов. – Это дало несколько другой старт к развитию – не такой, как у стандартного стрит-арта.

Современные художники в городе в принципе не концентрируются только на стрит-арте, они работают с разными пространствами и формами, создают более сложные проекты, используя опыт, полученный на улице. Я по этому поводу шучу: «В нижегородском уличном искусство важно искусство, а не улица».

Конечно, сам город имеет большое количество вакантных пространств, которые художники могут переосмысливать и превращать в свои произведения. Эстетика хаоса, разрухи, которая долго царила в том же историческом центре города, – хорошая «подставка» для романтично настроенных авторов, осмысляющих красоту увядания через уличное искусство.

На мой взгляд, сейчас стрит-арт в нашем городе несколько зарифмован с общей повесткой и из андеграунда, неофициальной культуры превратился в мейнстрим, в нечто популярное. С одной стороны, это хорошо. К направлению могут примыкать всё новые и новые художники, с другой – многие процессы, которые шли в этом искусстве ранее, уже не могут повторяться.

Я считаю, что пик стрит-арта в Нижнем Новгороде был лет шесть назад, когда шло тотальное уничтожение архитектурного исторического наследия в центре города. В наши дни риторика изменилась, и уличное искусство перестало быть оппозицией со своим переосмыслением жизни города. Стрит-арт стал изюминкой городского пространства и туристической фишкой».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно