Примерное время чтения: 7 минут
326

Дистанция огромного размера. Какие плюсы и минусы у школы на расстоянии

Дети, обучаясь дома,привыкают к самостоятельности и самоорганизации.
Дети, обучаясь дома,привыкают к самостоятельности и самоорганизации. / Светлана Болотникова / АиФ

Впервые российские школьники, учителя, мамы и папы завершают учебный год в дистанционном режиме. С какими результатами, с какими мыслями? Как оценивают новую школу все участники процесса?

Не смогут повторить

Фирсовы живут в Рыбновском районе Рязанской области. На дистанционке в семье оказались трое детей – девочки, восьми– и девятиклассница, и их младший брат-четвероклассник. Единственный плюс, который семья увидела в такой форме обучения, – дети дома, и у них больше времени помочь взрослым по хозяйству. В деревне это всегда нужно, говорит мама Елена.

А в остальном – сплошные минусы! Все материалы учителя размещают на электронной платформе. Как правило, это презентации или текстовые файлы. Просто прочитать ребёнку оказывается недостаточно: многое остаётся непонятным. И, к сожалению, мама в этой ситуации помочь не может…

«У меня нет образования, тем более педагогического. Не знаю, как объяснять ребёнку то, чего не понимаю сама, – делится Елена. – Хорошо, что старшая как-то пытается сама учиться, а средняя помогает младшему. Так и выкручиваемся».

Учителя всегда на связи, но объяснениями по телефону или видео не занимаются. А хотелось бы… Всё-таки, по мнению Елены, детям нужен контакт с педагогом. Пусть учитель будет в каких-то моментах строгим, даже поругает, но до ребёнка в итоге информация дойдёт.

С мамой соглашаются и дети.

«Когда в деревне отключают электричество (а бывает это часто), у нас перестаёт работать Интернет. Даже телефон сеть не всегда ловит. Выискиваю моменты, чтобы позвонить учителям и сообщить об этом. Иначе – прогул или двойка, – рассказывает Елена Фирсова. – Педагоги всё же дают возможность подтянуть «хвосты», если какие-то задания вовремя не загрузить».

Кстати, компьютера в семье нет. Всё делают через телефон. Пишут в тетрадях, фотографируют и загружают на платформу. С этим управляться научились быстро.

На успеваемости дистанционка Фирсовых не сказалась – учителя были лояльны. Но знания, признаётся Елена, дети получили очень поверхностные:

«Мы бы не хотели повторения подобного опыта. Лучше пусть ребята в школе сидят, зато с учителем точно всё усвоят. Хорошо, что хотя бы экзамены в девятых классах отменили. Не смогли бы сами подготовиться!»

Когда же в школу?

В другой многодетной семье, из Нижнего Новгорода, школьников четверо. На время дистанционного обучения одну из комнат большого дома Фалины превратили в класс, а маму Татьяну – в учителя. И детям, и маме понравилось!

Например, Татьяна уверена: теперь дети однозначно будут больше ценить школу! За время самоизоляции они очень скучали по одноклассникам, учителям, по насыщенной школьной жизни. А мама, напротив, сумела наладить более близкий контакт с педагогами, потому что постоянно с ними связывалась по разным вопросам. В обычной жизни ей порой не хватало времени прийти на родительское собрание.

И теперь Татьяна знает: в Сети есть масса полезных и бесплатных ресурсов, которые можно использовать для дополнительных занятий с детьми, к примеру, в летние каникулы: онлайн-уроки, курсы, электронные книги и т. д.

«Средний балл вырос у всех наших школьников, и особенно у двоих первоклассников, – говорит Татьяна Фалина. – Их энергия раньше уходила на то, чтобы добраться до школы, пообщаться с учителями и одноклассниками, высидеть уроки. Эти факторы ушли, и дети гораздо больше занимались именно учёбой. Я рассчитываю, что во второй класс они пойдут уже с этим навыком».

Большой минус у дистанционного обучения, по мнению Татьяны, один – 100%-ная занятость одного из родителей в учебном процессе. Как только она оставляла ребят одних, те сразу находили занятия поинтересней, чем уроки…

Елена Коробова из Ярославля сетует, что помогать сыну-четверокласснику с уроками не могла – она работает дистанционно. Неработающим родителям всё же было легче…

Старшеклассники ещё относительно самостоятельны, а вот ученики начальных классов требуют от мамы или папы внимания. Онлайн-эфиров в школе, где учится сын Елены, не устраивали – просто задавали домашнее задание и потом его проверяли. «Наша учительница написала в родительском чате: «Идея с проверкой домашних заданий по электронной почте оказалась не очень удачной: по технике, по времени, – рассказывает мама. – Я возвращаюсь к исходной просьбе – сдавать тетради». Каждый четверг родители приносили в школу на вахту детские тетради с заданиями, в пятницу получали назад уже проверенными. Такие высокие технологии…

А маме пришлось вспоминать школьные годы и объяснять ребёнку материал по всем предметам. Но без педагогического образования это не так-то просто. Приходилось что-то списывать из Интернета, чтобы выйти из положения, или просить готовую «домашку» у родителей других одноклассников.

«Не уверена, что дети усвоили программу, как могли бы это сделать на обычных уроках, – вздыхает мама. – Скорее всего, новый учебный год начнётся заново – с изучения всего материала, который пришёлся на дистанционку».

Глаза открылись

Что греха таить, часто родителям кажется, что к их ребёнку, умному, талантливому и старательному, учителя необъективны. Случается, что гордость за отпрыска непоколебима ни при каких обстоятельствах. Так было у Елены и Вадима Тихоновых из Владимира.

Их сын, 11-летний Миша, высокими оценками в школе не отличался. Видя в дневнике очередную «тройку», папа и мама в один голос начинали винить несправедливого учителя, который «не может найти подход к перспективному ученику». Миша им так и говорил. Родители даже к директору ходили с жалобами на педагога…

А когда отпрыска перевели на дистанционное обучение, мнение родителей коренным образом изменилось. Они сами увидели: ребёнок за уроками откровенно ленится, отвлекается при любой возможности... Словом, и из родителей учителя получились, по их признанию, аховые.

Теперь Тихоновы хотят перед учителем извиняться – у них глаза открылись. Вместе будут думать, как учиться лучше.

Что возьмём с собой в новую школу?

Для детей, учителей, родителей режим дистанционного образования – это опыт, из которого надо делать выводы.

Подводя итоги этих месяцев, нужно задаться вопросом: что из этого опыта мы возьмём с собой в новую школу? – говорит   Маргарита Банникова, директор школы № 79 им. Н.А.Зайцева  (Нижний Новгород), лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2018». - Например, использовать онлайн-образование можно для индивидуализации обучения, особенно в старшей школе. Есть ребята, которые очень мотивированы на учёбу по конкретным предметам, а посещать остальные уроки они могут в режиме онлайн.

Отлично себя показал опыт онлайн родительских собраний – 100%-ная посещаемость. И до родителей в таком формате быстрее доходит информация. Мы продолжим использовать электронные площадки, чтобы проводить классные часы с учениками, консультировать ребят по предметам, выкладывать видеоуроки.

Есть ещё немало плюсов… Например, в нашей школе созданы судостроительные классы, и мы открыли для себя возможность онлайн-экскурсий по предприятиям России.

Но сразу хочу сказать: дистанционное образование не подходит для семей и детей, не мотивированных на учёбу. Перевести всю массовую школу в онлайн-формат невозможно.

И безусловно, за это время мамы и папы пересмотрели взгляды на труд учителей. Мы получили немало благодарностей…

Думаю, сейчас должны появиться родители, которые готовы перевести детей на семейное обучение. Они увидели, что для этого есть личные ресурсы.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно