aif.ru counter
20

ЗАКОНные решения

Праздник - это хороший повод оглянуться назад и вспомнить, как всё начиналось…

Без права на ошибку

27 МАРТА 1994 года были избраны депутаты первого созыва Законодательного собрания Нижегородской области. Прообразом и предшественником новой структуры стал Малый совет областного Совета народных депутатов, действовавший на протяжении двух лет - с 1992 по 1994 год. Именно тогда был заложен прочный фундамент становления и развития регионального законодательства. Во многих вопросах Нижегородская область стала первой среди регионов Российской Федерации.

 - Непроработанное общероссийское законодательство вынуждало нас принимать такие решения, которые носили характер законов. Причём законов не просто нижегородских, а тех, которые впоследствии были приняты в Российской Федерации. Мы накопили большой опыт, который потом передали Законодательному собранию, - вспоминает председатель областного Совета народных депутатов в 1991 - 1994 годах Евгений Крестьянинов.

Времени на раскачку не было. В стране сложилась очень серьёзная ситуация: огромные долги по заработной плате, пустые полки магазинов, промышленные предприятия без оборотных средств, сельское хозяйство без финансирования, системы местного самоуправления в её нынешнем виде не было совсем. В таких условиях предстояло обеспечить переход от одной экономической формации к другой. От плановой экономики - к рыночной.

Первый председатель областного Законодательного собрания Анатолий Козерадский так характеризует это время:

 - Мы избирались, когда не прошло и полугода со времени обстрела Белого дома, разгона Верховного Совета. Законодательное собрание имело большие полномочия по принятию законов, но по Конституции не имело права вмешиваться в дела исполнительной власти. А попытки её поучить, поправить были. Понадобилось немало сил и времени, чтобы депутаты поняли: их работа - законодательное поле.

Система сдержек и противовесов

ЗА четыре года депутаты первого созыва приняли более ста законов и более тысячи постановлений по различным вопросам. Важнейшее значение имело принятие Устава Нижегородской области. При обсуждении его проекта наибольшие дискуссии вызвал вопрос о полномочиях исполнительной и законодательной ветвей власти. Эмоциональные, подчас жёсткие дискуссии разгорались по многим принципиальным положениям. Выверялась каждая строка, каждая формулировка Устава. Сегодня неразрешимых проблем в функционировании ветвей государственной власти и местного самоуправления в регионе нет. Это говорит о том, что принятый в 1995 году Устав Нижегородской области выдержал испытание временем.

 - Когда мы вместе с депутатами разрабатывали Устав Нижегородской области, я исходил не из того, что я губернатор навеки, а из того, что губернатором может стать мой заклятый враг, - говорит первый губернатор Нижегородской области Борис Немцов. - Устав - это Конституция области, её главный закон, и он разрабатывался с тем условием, чтобы полномочия губернатора были под контролем депутатов. Должен сказать, что я всегда понимал значимость представительного органа власти, и у нас не было ни одного крупномасштабного конфликта.

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную работу депутатов Законодательного собрания, всегда оставалась атмосфера высокой ответственности за принимаемые решения. Областной парламент стал площадкой  для конструктивных дискуссий, диалога с администрацией области, а затем и правительством региона, органами местного самоуправления. В ходе открытого обсуждения преодолевалась разница во взглядах, находился компромисс, решались самые сложные вопросы.

 - Мы старались создать в парламенте атмосферу исключительности представительной власти, в том смысле, что её никто не может заменить с точки зрения парламентского контроля. Мои предшественники и те, кто работал после меня, всегда стремились поддерживать высокий уровень парламентского обсуждения и решения самых сложных, принципиальных для развития региона вопросов, - вспоминает председатель Законодательного собрания в 2001 - 2002 годах Дмитрий Бедняков.

Своя специфика и свой взгляд    

ЗА 15 ЛЕТ случались разные периоды, в том числе и во взаимоотношениях с исполнительной властью: и совместная созидательная работа, и отстаивание принципиальных позиций. Важно, что дискуссии всегда были конструктивными и ставили своей целью не выявление победителя, а защиту законных прав и интересов нижегородцев.

Председатель областного парламента в 2002 - 2006 годах Евгений Люлин не драматизирует, но и не смягчает оценок:

 - Не всё было в порядке с управлением областью как на муниципальном уровне, так и на областном. В один из периодов между правительством и Законодательным собранием шла очень серьёзная дискуссия. Существовали разные точки зрения на то, как должен развиваться регион, как им нужно управлять. Депутаты тогда проявили максимальную ответственность перед жителями Нижегородской области.

Чёткое разделение полномочий законодательных и исполнительных органов власти позволяет максимально учитывать и региональные особенности, и интересы единого Российского государства. Сегодня уже очевидно, что региональный парламентаризм работает на консолидацию и обобщение лучших идей, предложений и опыта конкретной работы. 

Это особо подчёркивает полномочный представитель Президента РФ Григорий Рапота:

 - Каждая республика, каждый регион, каждая область живут в своих специфических условиях с точки зрения социального и экономического развития, этнического состава, религиозного разнообразия. Никаким единым законом Российской Федерации всех особенностей предусмотреть невозможно. Эту задачу решают региональные парламенты.

Жизнь не стоит на месте

ПРОШЕДШИЕ 15 лет нельзя назвать лёгкими. Не всё получалось сразу, время вносило свои коррективы. Неизменным оставалось одно - областное Законодательное собрание объединяло в своих рядах людей самых разных профессий: врачей, журналистов, преподавателей, аграриев, руководителей крупных предприятий. Всех их связывала ответственность перед своими избирателями, желание сделать Нижегородскую область стабильным и сильным регионом.

- Всё время, конечно, ищем новые формы работы. Крупные, основные законопроекты, такие как бюджет, мы рассматриваем на так называемых «нулевых чтениях», и это уже стало хорошим правилом. Могу сказать, что мы совместно определяем цели и задачи развития региона, и это даёт положительный результат, - говорит губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

Конструктивные отношения с исполнительной властью - залог стабильности и устойчивого развития. Областной парламент в полной мере сформировался как институт государственной власти, а опыт и профессионализм депутатского корпуса позволяют построить работу максимально эффективно.

 - Это не значит, что нет каких-то противоречий, разных точек зрения, они были, есть и будут, но когда присутствует диалог, удаётся решать самые сложные, самые острые вопросы. Есть основная задача, как ни пафосно это звучит, - развить Нижегородскую область так, чтобы она была на видном, достойном месте. Над этой задачей работает региональное правительство, над этой задачей работают все депутаты, - подчёркивает председатель областного парламента Виктор Лунин.

Главным для всех созывов нижегородского Законодательного собрания была и остаётся работа над законами. Законами, по которым нижегородцы живут сегодня и будут жить завтра. Жизнь не стоит на месте, и законодательство необходимо совершенствовать.

По материалам пресс-службы Законодательного собрания

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах