Примерное время чтения: 4 минуты
105

Аплодисменты за упокой

В то время, когда Москва хоронила народного артиста Олега Янковского, в Нижнем Новгороде в его честь родной театр «Ленком» играл спектакль.

СТРАННО было осознавать, что в день похорон актёры будут играть лёгкий искромётный спектакль по пьесе Мольера «Тартюф». Помните, как исполнял роль одного из главных обманщиков мировой литературы Михаил Боярский? Благородный, неуловимо-лёгкий святоша-балагур, ироничный и поэтично-сластолюбивый…

«Ленкомовский» «Тартюф» надрывный. В первом действии герой Андрея Соколова - нечто среднее между юродивым и неандертальцем, резкий, бесноварый, не читающий - воющий молитвы неизвестно какому богу. Его страсть к жене господина Оргона (Анна Большова), скорее звериная, неуправляемая. Когда Тартюф снимает маску, он становится жестоким и ядовито-бессердечным.

Конечно, многое тут зависело от создателя - режиссёра Владимира Мирзоева

- Этот спектакль можно назвать неленкомовским - его ставил не Марк Анатольевич Захаров, - рассказывает актриса Наталья Заякина. - Володя Мирзоев - режиссёр очень своеобразный, особенно в решении классических текстов. Для кого-то Тартюф странный, для кого-то просто интересный, для кого-то загадочный. Вообще, это очень мощная и страшная роль.

Спектакль получился в чём-то мейерхольдовским или виктюковским. Актёры много двигаются, преодолевают разные препятствия, забираются на декорации, танцуют (хотя часто движения напоминают танцы манекенов)… Покусился режиссёр и на вольные отступления от текста – в последнем акте актёры вообще перешли на прозу.

Изначально весёлая пьеса с хорошим финалом, где Тартюф полностью разоблачён, у Мирзоева заканчивается жутко. Да, обманщика раскусили, но он предстаёт сидящим на стуле со связанными руками, с мешком на голове, как будто приговорённый к смерти. В слезах плачущего навзрыд Тартюфа не только горечь мошенника… Андрей Соколов выходит из роли:

- Сегодня похороны великого актёра. Давайте почтим его память аплодисментами…

Народный артист России Андрей Соколов:

- ЕСТЬ понятия имиджа и амплуа, а есть понятие «Янковский». Олег Иванович был очень чистым, искренним и душевным человеком, и говорить о нём в прошедшем времени очень больно. Да, его смерть светла, и лучшая дань памяти – проводить в последний путь искренними аплодисментами. Такая уж в театре традиция. Я только сейчас понял необходимость этого. Я горд, что могу выразить свою скорбь, выходя сегодня на сцену.

Народный артист России Александр Сирин:

- ДЛЯ меня он прежде всего был учителем и примером. Это огромная трагедия – осознавать, что его больше нет с нами. Но чем больше в театре было и есть таких хороших, светлых, талантливых людей, тем интереснее жить.

Актриса Анна Большова:

- МЫ не стали отменять выступление в Нижнем Новгороде. Такова уж наша профессия - дань памяти можно отдать только зрительским вниманием. Думаю, мы все в этот день выходим на сцену с чувством опустошённости и ощущением, что существуешь в какой-то параллельной реальности. 

Что говорить, Олег Янковский был для многих любимым актёром. Это уже как бы не человек, это творческое явление, личность-миф. И, разумеется, особенно тяжело тем, кто постоянно находился с ним рядом. 

Актриса Наталья Заякина:

- ОЛЕГ Иванович был очень сердечным человеком. О нём никто никогда не сказал дурного слова. Просто нечего! Эпитеты «чистый», «душевный» используют все, кто хорошо знал артиста. Мы, когда ехали в Нижний, обсуждали: с одной стороны, нам неловко, что мы не присутствуем там. А с другой стороны… бесконечная вереница прощающихся, музыка, цветы… За последние несколько лет в театре мы уже столько раз переживали уход актёров. Это безумно тяжело!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно