Примерное время чтения: 11 минут
113

Татьяна Четвернина: «Сколько выделено денег, столько и зарегистрированных безработных»

Пройдите на регистрацию!

По темпам роста регистрируемой безработицы Нижегородская область занимает второе место в России. 

- Прежде всего, не соглашусь с тем, что в Нижегородской области самое тяжелое положение на рынке труда. Скорее такая ситуация типична для подавляющего большинства российских регионов.

Далее – в отношении регистрируемой безработицы. Для начала нужно разобраться в терминологии.

Что такое «зарегистрированная безработица»?  Это исключительно административный показатель, отражающий работу государственной службы занятости. Не более того. Скажу больше – рост численности безработных, обращающихся в службу занятости, говорит о востребованности этой службы со стороны населения региона, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о ее статусе. Т.е. получается наоборот: чем выше показатель, тем лучше с точки зрения населения Нижегородской области работает эта служба.

И еще хочу подчеркнуть. Ни в одной стране, кроме России и стран СНГ, безработица не «меряется» показателем регистрируемой безработицы, а политики и государственные деятели этим показателем никогда (подчеркиваю – никогда) не оперируют. Измеряется безработица только на основе методологии, разработанной Международной организацией труда (МОТ), которая даёт объективную картину. В России такая методология используется также, но не службой занятости, а РОССТАТОМ, который ежеквартально проводит обследование населения по проблемам занятости во всех субъектах Федерации, и на его основе рассчитывает показатель безработицы. И в Нижегородской области также.

По методологии МОТ, безработный это тот, который ответил «нет» на вопрос - Есть ли у Вас работа? и ответил «да» на вопросы:

- Ищете ли Вы работу?

- Готовы ли Вы приступить к работе?

Если по каким-либо причинам ответы на эти вопросы отличны, то человек не относится к категории безработных. Например, если в момент опроса человек ответил «нет» на вопрос «Ищете ли Вы работу?», пояснив, что в данный момент он не ищет работу по семейным обстоятельствам (болезни, уходом за членами семьи и т.п.) или желанием временно отдохнуть для будущего поиска работы. Или на вопрос «Готовы ли приступить к работе?» ответил «да, но сейчас, а через два дня или через неделю» по различным причинам. В обоих случаях этот человек к безработным не причисляется в период опроса.. Т.е. критерии МОТ достаточно жесткие.

Человек, получающий через службу занятости пособие по безработице, автоматически причисляется к категории регистрируемых безработных. Но тот же человек не будет рассматриваться в качестве безработного по методологии МОТ, если в момент опроса он не был готов приступить к работе, например, по семейным обстоятельствам.

Именно по этим причинам в подавляющем большинстве стран количество регистрируемых безработных превосходит количество безработных, выявляемых в ходе обследования населения и расчета показателя безработицы по методологии МОТ.

В России же принципиально иная картина: по данным Нижегородского отделения Росстата количество безработных по МОТ в конце 2008 года в восемь раз превышало численность зарегистрированных безработных.. И Нижегородская область – не исключение. Аналогичная картина характерна и для других регионов России.

Вывод: скорее всего, данные о регистрируемой безработице говорят о «борьбе за показатель», а не о реальном положении дел на Нижегородском  рынке труда. Такой информацией владеют ваши статистические органы. Но органы исполнительной власти ими не пользуются. А жаль.  

Кто не рискует…

По данным областной службы занятости, в регионе около 73 тысяч человек находятся под риском увольнения.

- Опять же терминология, которая задаётся «сверху». Что значит «под риском увольнения»? Считается, что к ним относятся те, кто работает неполную неделю, находится в административном отпуске (в том числе, по собственному желанию) и так далее. Эти факты не всегда могут говорить о «риске увольнения». Но могут говорить о взаимной «выгоде». Работодатель экономит издержки на рабочую силу (не нужно платить зарплату и/или выходное пособие). Работник же, сохраняя формальную связь с предприятием, может использовать временный простой для разовых подработок или работы на приусадебном участке.

Вывод: с моей точки зрения, под риском увольнения находятся только те, кто получил «чёрную метку» о том, что через два месяца их рабочие места будут ликвидированы. По статистике, которой владеют органы власти, – это работники тех предприятий, которые сообщили в службы занятости о планируемых сокращениях. По данным той же службы занятости – это около 16,6 тысяч человек. Хотя здесь следует иметь в виду, что не все, кого предприятия планируют сократить, в действительности увольняются: либо планы меняются, либо работников переводят на другие места в рамках того же предприятия.

Статистическая пропорция

За первый квартал 2009 года в Нижегородской области в службу занятости обратились около 140 тысяч человек:

- 47 тысяч - по поводу поиска работы,

- 60 тысяч - за информацией о рынке труда,

- 33 тысячи - за услугами по профориентации.

- Я не верю, что в период спада экономики и неизбежного сокращения занятости более 60% пришли в службу занятости не за поиском работы, а за информацией или профконсультацией. Я думаю, что подавляющее большинство из этих 60% - это безработные, которые по каким либо причинам сами отказались регистрироваться, либо им отказали в регистрации. Причины могут быть разными: отсутствие ресурсов у служб занятости на выплату пособий по безработице;  угроза наказания за растущие показатели по регистрируемой безработице; опасение неэффективного расходования средств на активные программы; дефицит кадров в районных службах занятости и др. Распространенный тезис руководителей служб занятости в период кризиса 90-х годов: «Сколько нам выделено денег, столько и будет у нас зарегистрированных безработных».

Вывод: конечно, это не вина служб занятости, это показатель нашего (российского) отношения к проблеме безработицы.

Единство противоположностей?

Спасёт ситуацию областная программа «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Нижегородской области в 2009 году»

- Данная программа, на мой взгляд, - скорее, декларация о намерениях. Главное – непонятно, на какую информационную базу опирались при ее составлении. «Кривизна» цифр в программе (например, программа содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости рассчитана на 518 безработных, а общественных работ - на 29,2 тыс. человек) позволяет говорить, что отталкивались не от потребностей рынка труда, а от объема выделенных федеральным центром ресурсов и примерной стоимости программы на 1 безработного.

Я встречалась с руководством области. Оно открыто для диалога, профессионально подходит к решению проблем. Губернатор в ежедневном режиме ведёт мониторинг ситуации. Это прекрасно. Но, на мой взгляд,  главная проблема - области не хватает достоверной оперативной информации. А отсюда – диаметрально противоположные оценки Нижегородской ситуации: в докладе Минрегиона ваша область отнесена к группе 7 регионов с наихудшими показателями, а по мнению Вице-премьера Александра Жукова в области всё складывается достаточно благополучно. Ему вторят некоторые нижегородские эксперты. Я считаю, что положение дел в Нижегородской области типично для многих регионов России.

Вывод: единственный институт, который регулярно собирает информацию, пусть и только о зарегистрированной безработице, - это служба занятости. Но именно она может оказаться «крайней», ответственной за состояние рынка труда.

Что делать?

- В  период массовых увольнения, когда в сложной ситуации находится большое количество людей (особенно те, кто не имеет профессии, не имеют опыта работы или в силу объективных причин самостоятельно не могут подыскать работу), когда риск роста социальной напряженности существенно возрастает, «бороться» с безработицей нужно не массовыми программами или масштабными решениями. Это должны быть точечная, адресная помощь, кропотливая индивидуальная работа или работа с относительно небольшими группами безработных. Ведь группы безработных различны: квалифицированные специалисты и люди без профессии, молодёжь без опыта работы и те, кто уже успел приобрести трудовые навыки, одинокие родители, длительно безработные, и многие другие. Службы занятости могут кого-то сразу трудоустроить, кого-то отправить на общественные работы после прохождения учебных курсов (краткосрочных или долгосрочных), а каких-то безработных «пропустить» через весь комплекс программ. Например, тех, кто имеет тягу к открытию малого бизнеса, но ему не хватает знаний (программа обучения), достаточных навыков (временная занятость) и финансовых ресурсов (программа поддержки малого бизнеса). Кстати, персонал для службы занятости также можно привлекать из безработных. Просто надо подумать – куда, кого и с какой целью. Главное - предпринимаемые шаги должны быть продуманными.

Кроме того, никто не снимал ответственность с предприятий, сокращающих работников. Их  кадровым службам также следовало бы озаботиться их судьбою, а не перекладывать всю ответственность на службы занятости.  То есть задача быстрого реагирования на угрозу  «потеря занятости» не может и не должна решаться одним махом под лозунгом «все, находящиеся под риском сокращения, – на программы упреждающей переподготовки!». Пользу поголовно всем переподготовленным такая кампания не принесет, но зато позволит освоить выделенные ресурсы, отчитаться высокими показателями. А реальная помощь останется за скобками.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Председатель комитета по жилищной политике и градостроительству ЗСНО Александр Сериков:

- Сложно верить официальным цифрам службы занятости - якобы под угрозой увольнения находятся около 73 тысяч человек. Уже сейчас этот показатель перевалил за 300 тысяч! Только «ГАЗ» планирует ближе к лету высвободить 4 тысячи сотрудников. Это очень тревожная информация. Много бюджетных средств уходит на организацию общественных работ, а ведь это временный труд, и в итоге человек всё равно не имеет постоянного дохода. Нужно создавать реальные рабочие места. Иначе получается, что программа существует только для того, чтобы всех успокоить.

Председатель комитета по социальным вопросам ЗСНО Вячеслав Лазарев:

- Уровень зарплаты предлагаемых в службе занятости вакансий часто не превышает мрот (4330 рублей). А ведь уволенным нужно оплачивать коммунальные услуги, питаться. И есть ли смысл устраиваться на такую работу, если пособие по безработице и то больше?

Предлагают, в основном, места в муниципальных учреждениях, в бюджетных организациях. И даже не на рабочие специальности – как правило, это малооплачиваемый низкоквалифицированный труд. Необходимо ввести государственное управление на рынке труда. Ростом безработицы надо управлять, опережая этот процесс необходимыми мерами господдержки населения

Заместитель председателя комитета по регламенту и депутатской этике ЗСНО Валентина Аристова:

- Недавно я зашла в один из центров занятости Нижнего Новгорода. Картина, конечно, грустная. Огромные очереди людей, которыми никто не занимается. В таких условиях не то, что работу невозможно найти, на учёт встать крайне сложно. Если так будет продолжаться, в области незарегистрированных безработных станет ещё больше.

Наталья ХАЛЕЗОВА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно