Примерное время чтения: 4 минуты
60

Что делать и кто виноват?

ТЕМ не менее вопрос о том, должен ли покупатель заплатить за случайно повреждённый им товар, остался.

Неумышленный вред

СЛУЧАЕВ неумышленного повреждения покупателями как продовольственных, так и непродовольственных товаров в магазинах масса. Одни в таких ситуациях, увидев вставшего в позу "руки в боки" администратора и тут же нарисовавшегося охранника с видом "не выйдете из магазина, пока не заплатите", безропотно платят, а другие идут на принцип и долго скандалят с продавцом, администратором и охраной. Если нервная система крепкая, то такой спор, как правило, заканчивается в пользу покупателя.

Как пояснили в отделе по Защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, такие ситуации регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ. Большинство случаев попадает под действие ст. 211, в соответствии с которой риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со

ст. 459 ГК РФ переход риска случайной гибели товара от продавца к покупателю наступает с момента передачи ему товара.

- До момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара считается продавец, и именно он отвечает за риск случайной гибели товара, - пояснил начальник юридического управления Аптечной сети "36,6" Дмитрий Ситников. Поэтому если вы что-то случайно разбили или сломали, то платить за этот товар вам не надо.

Умышленный вред

ОДНАКО эти правила действуют только при случайной гибели товара. Если вред товару причинён умышленно, за него придётся заплатить. По словам директора по связям с инвесторами X5 Retail Group (магазины "Перекрёсток", "Карусель", "Пятёрочка") Анны Каревой, случаи, когда покупатели намеренно наносят повреждения товару, а именно прокалывают пакеты, открывают тару с молочными продуктами, коробки с конфетами и так далее, происходят достаточно часто.

В соответствии с п.1 ст. 1064, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, его причинившим. Однако речь в статье идёт о так называемой деликатной ответственности, одним из условий наступления которой является наличие в действиях лица вины.

- Таким образом, чтобы потребовать от покупателя возмещения стоимости повреждённого товара, необходимо доказать его вину, - поясняет Дмитрий Ситников. - Лицо может считаться невиновным, если докажет, что проявило достаточную осмотрительность и заботливость, которые от него требовались в конкретном случае, и приняло все необходимые и возможные меры для предотвращения вреда.

Степень ответственности

ТАК почему же в большинстве случаев покупателей всё-таки просят заплатить?

- В каждом конкретном случае повреждения товара в аптеке будут свои особенности, и, скорее всего, у каждой из сторон будет своя точка зрения в вопросе о вине потребителя, - говорит юрист Ситников. Вместе с тем он отмечает, что требовать немедленной оплаты повреждённого товара администрация аптеки может, но решение в конечном итоге остаётся за потребителем, так как взыскание причинённого ущерба может производиться либо в добровольном порядке, когда потребитель признаёт свою вину, либо через суд.

- Умышленного повреждения товаров в наших магазинах практически нет. Как правило, в этих случаях мы просим покупателя написать заявление, что он сделал это ненамеренно, - рассказывает пресс-секретарь "М.Видео" Надежда Киселёва. - Кроме того, у нас таким образом зонирована площадь торговых залов, что даже случайно задеть сумкой невозможно. Те же фотоаппараты на витринах закреплены на специальных шнурах, которые не дадут ему упасть на пол, если он выскользнет у вас из рук.

Если сотрудники магазина всё-таки считают, что товар был повреждён умышленно, то они могут вызвать милицию, которая составит протокол об административном правонарушении. По решению суда на нарушителя может быть наложен штраф.

Кроме того, администрация магазина может обратиться в суд с гражданским иском о возмещении вреда. Естественно, продавцы обращаются в суд только в тех случаях, когда речь идёт о дорогостоящем товаре.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно