Примерное время чтения: 5 минут
64

Тест не пройден

НЕСМОТРЯ на необратимость процесса, дискуссии до сих пор продолжаются, особенно в Нижегородской области, которая держалась до последнего, как Брестская крепость, чтобы не вступать в эксперимент по единому

госэкзамену. (“АиФ-НН” №18, 30 апреля - 6 мая, архив номеров смотрите на сайте www.nn.aif.ru)

Обошлось без скандалов

В ЭТОМ году Нижегородской области пришлось, можно сказать, с колёс готовиться к проведению экзамена. Однако, по словам начальника отдела дошкольного и общего образования регионального министерства образования и науки Виктора Шмелёва, по сравнению с другими городами у нас всё прошло относительно спокойно. Из 32 тысяч школьников области, сдавших ЕГЭ, подали апелляции только 87. 74 из них оценки повысили. Ребята жаловались лишь на нехватку баллов - претензий по самому проведению экзамена не было.

В других регионах 2008 год ознаменован волной скандалов и заявлений, связанных с нововведением. А наши школьники даже не прибегали к своим способностям в IT-сфере, чтобы заранее достать задания, как это сделал в 2006 году парень из Петербурга, который нашёл доступ к контрольным заданиям ЕГЭ по математике и выложил результаты в Интернете.

Три пишем, два в уме

КАК бы ни обязывали регионы смириться с ЕГЭ, недовольных достаточно. Министерство образования Нижегородской области высказывает свою позицию осторожно. И это понятно: закон принят, и его должны исполнять. Однако чиновники не скрывают, что, по их мнению, новая система не выравнивает возможности и не раскрывает способности учеников:

- Теперь перед детьми ставится задача угадать ответ экзамена, а не показать то, что он знает, - говорит Виктор Шмелёв. - Удивительно, что в этом году впервые при сдаче выпускных экзаменов в школе литературу сделали предметом по выбору. Судя по результатам в регионах, где эту дисциплину сдавали в форме ЕГЭ, 25 процентов учеников получили двойки. А ведь литература, как и математика, формирует мышление ребёнка, расширяет его кругозор.

Кроме того, экспериментаторы придумали систему "Плюс один", которую использовали и в этом году, хотя договаривались внедрять её только на время эксперимента. Суть системы в том, что если ученик сдал предмет на "двойку", в аттестат он получает "три". Если учесть, что по России русский сдали на "тройку" 44% ребят, можно представить, насколько грамотное поколение растёт.

В 2009 году одиннадцатиклассники будут сдавать в тестовой форме и два обязательных предмета (русский и математику), и дисциплины по выбору. Исключение сделали только для ОБЖ, мировой художественной культуры, физкультуры и технологии. Понятно, на что будут налегать школьники в подготовке к выпускным экзаменам.

Кормушка для бюрократа

ВУЗЫ в этом году тоже бились за своё право принимать абитуриентов не только по результатам ЕГЭ, а и по традиционным экзаменам, чтобы реально увидеть способности и знания. Добились промежуточного результата: по закону ежегодно федеральным правительством будет уточняться список вузов и специальностей, на которых сохранится традиционная форма.

До последнего пытались сохранить традиционную форму экзаменов и в школах, и в вузах только Нижегородская область, Приморский край, Корякский автономный округ и Чечня. Остальных уговорили гораздо быстрее.

- Все здравомыслящие люди категорически против ЕГЭ, - говорит доцент кафедры тележурналистики филфака ННГУ Антон Фортунатов, - в том числе первые лица государства и лидеры партий. Противостоит общественному мнению бюрократический аппарат, во главе которого, по-видимому, стоит Министерство образования РФ. ЕГЭ - очень финансово ёмкий механизм: печатается огромное количество документов и бюллетеней, тратятся деньги на техническую базу, аренду помещений. Чиновничий аппарат не откажется от этой кормушки. И всё это под брендом антикоррупционной кампании. В Минобразования РФ заявляли, что вузы готовы к приёму абитуриентов на основании результатов ЕГЭ. В то же время ректоры вузов рассказывают: если бы отказались - им бы прекратили финансирование.

По мнению Фортунатова, нововведение - катастрофа для русского образования, оно уничтожает интеллект в ребёнке, заставляет педагогов натаскивать его на формальное заполнение тестов:

- В ННГУ проводили анализ заданий ЕГЭ - их придумывают безграмотные люди. Вы только подумайте, каких мы выращиваем профессионалов! Они не могут связать двух слов, не могут мыслить системно. В одном из тестов вопрос звучал: "Познали ли герои "Евгения Онегина" любовь?" Варианты ответов: да, нет, частично. Правильный - последний. Это по мнению чиновников.

…Но какие бы дискуссии ни проводились, все они приходят в тупик. Одни говорят, что должно вмешаться гражданское общество, которого у нас нет. Для прекращения нужна сильная политическая воля, предлагают другие. А школьники и учителя пока вместо учёбы готовятся к тестам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно