Примерное время чтения: 4 минуты
108

Почему западные инвесторы неохотно идут на нижегородскую землю?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 03/10/2012

 Безвозвратные вклады

Официальные цифры по износу коммунальных объектов региона сами не первой свежести - в 2010 году общий износ министерство ЖКХ и ТЭК области оценивало в 60%. На 80% обветшали канализационное и теплосетевое хозяйство, на 75% - водопроводное. 

Люди, работающие в коммунальной сфере, утверждают, что ЖКХ - это прибыльно. Иногда в это даже веришь, глядя на их ботинки из крокодиловой кожи… 

Однако, по мнению экспертов, ситуация со стороны выглядит совсем не так.

- На рынке появились иностранные операторы, готовые эффективно управлять коммунальной инфраструктурой в России, но неготовые инвестировать в неё, - подчёркивает Владилен Прокофьев, заместитель директора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города». - Основная причина - отсутствие гарантий возврата инвестиций. 

По словам эксперта, опыт инвестирования в коммунальную инфраструктуру иностранными предприятиями есть, но в большинстве случаев не самый позитивный.

- В основном инвестиции выделяются по гарантии власти - муниципальной, региональной или федеральной. Однако при таких инвестициях все риски, по сути, несут бюджеты, и инвестора может не интересовать эффективность вложений, - добавляет В. Прокофьев. - Высока вероятность, что большая часть таких инвестиций будет просто разворована.

Прозрачные тарифы

По этой причине, по мнению В. Прокофьева, международные финансовые организации, оказывающие техническую помощь странам, формируют сложную систему закупок, выбора подрядчика, контроля, что делает инвестиции очень дорогими для городов. 

Порой инвестор вкладывается в «коммуналку», ожидая, что потом вернёт свои деньги, управляя инфраструктурой. Но зачастую деньги вложены, но возвратить их не удаётся. Российские бизнесмены не готовы вкладываться в «коммуналку». Причина - та же: риск, что деньги не вернутся.

- И это понятно: зачем вкладывать деньги в проекты, которые окупаются за 10-12 лет, с невысокой доходностью и огромными рисками, если можно инвестировать в более выгодные проекты? - добавляет В. Прокофьев. - Сегодня хозяин у коммунальной инфраструктуры плохой, и с этим надо что-то делать. До тех пор, пока в России не будет определена ясная для всех долгосрочная система изменения, инвестиций в коммунальный сектор ждать не следует. Или они будут слишком дорого стоить потребителям. 

Риск в большом городе 

Если региональные и районные центры ещё как-то поддерживают своё хозяйство за счёт казны и охотно софинансируют проекты ЖКХ, то окраина будет просто бедствовать.

- К тому же в крупных городах более платёжеспособное население, имеющее спрос на качественные услуги ЖКХ и готовое мириться с ростом тарифов при улучшении качества услуг, - считает Константин Марченко, аналитик агентства «Инвесткафе». - Но отрасль ЖКХ и там нельзя назвать достаточно перспективной сферой для инвестиций. Основной тормоз - низкая прозрачность и высокий уровень коррупции в отдельных муниципальных образованиях. Небольшие частные компании не всегда могут бороться с конкурентами, аффилированными с местной властью.

По данным «Инвесткафе», более 90% инвестиций в развитие инфраструктуры ЖКХ в Нижегородской области приходится на сферу отопления. Однако 84% всех финансовых вливаний в ЖКХ приходится на Нижний Новгород - там, где выше гарантия «отбить» средства. 

В поисках кадров

Желание вложиться в нижегородскую коммуналку у иностранцев есть. Так, иностранные и российские инвесторы в своё время активно боролись за реконструкцию полигона ТБО «Игумново».

- Государственно-частное партнёрство - одно из решений, как можно «реабилитировать» российские коммунальные сети, - добавляет Наталья Провалёнова, доцент кафедры организации и менеджмента Нижегородского государственного инженерно-экономического института. - К примеру, в Ростове-на-Дону совместно с российской «АБВК-Эко» успешно реализована программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, а также программа «Чистый Дон». 

Но в целом это единичные случаи. Проблема реализации проектов государственно-частного партнёрства - в отсутствии квалифицированных кадров, даже на уровне органов власти. Частный инвестор заключает договор на эксплуатацию объектов в течение 15-20 лет. Значит, нужен хороший бизнес-план, который должен его заинтересовать, и люди, которые могли бы  план воплотить в жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно