Примерное время чтения: 5 минут
460

Нижегородец посвятил всю свою жизнь изучению древнего русского ремесла

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/09/2012
Фото: из архива В. Морозова

 

Фото: из архива В. Морозова

 Как учил Фаберже

Начав рисовать и говорить одновременно, он не имел иного будущего. 

- Однажды в детстве я нашёл в земле литой медный складень, украшенный перегородчатой эмалью дивной красоты, - рассказывает мастер. - Складень потерялся - осталось воспоминание об искусно сделанной вещице… Вот почему я стал изучать чеканку - немецких и русских мастеров, особенно произведения из мастерской Фаберже.

Чеканка - та же живопись, только в металле, считает Виктор Морозов. Однако создание одной такой выкованной из металла картины в десятки раз сложнее, убеждён художник. Вместо кисти у него молоток с набором чеканов, вместо холста - жёсткий металлический лист, вместо краски - сочетание различных материалов: меди, латуни, алюминия, анодированного алюминия. За 40 лет Морозов понял: возможности металла безграничны.  

Сотни альбомов

Под рукой Виктора Андреевича металл пластичнее и послушнее пластилина и глины. Металл прост и понятен, как давно знакомый человек. Если отдавать любимому делу всего себя, без остатка, будет толк, говорит мастер.

- Художник не должен работать по вдохновению, нужно трудиться через лень, каждый день, заставляя себя.

Работы В. Морозова - это крупные панно и декоративные воинские щиты с мифологическими, сказочными, историческими сюжетами, украшенные тонкой вязью. За каждым полотном в металле - десятки прочтённых книг, романов, монографий, научных исследований, искусствоведческих альбомов. Только их в библиотеке мастера несколько сотен. 

- Каждый мастер - ещё и пытливый учёный, - подчёркивает художник. - Голова-то не профессорская: детали одежды, вооружение, быт изучаешь по книгам, фильмам. Сюжет продумываешь сам.

Фото: из архива В. Морозова  

 Герои его работ - индийская богиня Сарасвати, великий князь Юрий Всеволодович, грозные готские воины, древнегреческие боги. Металл способен передать что угодно, говорит мастер: и напряжение руки охотника, направившего копьё на дикого кабана, и мощь русского богатыря, и лёгкий трепет листьев.

Ученики уходили… 

К нижегородскому мастеру не раз приходили проситься в ученики. Участники нижегородского движения исторической реконструкции, восхищённые его работами, в особенности, конечно, щитами, хотели перенять ремесло. Секретами Морозов с охотой делится, но...

- Я показывал ребятам весь процесс: от проработки эскиза на листе ватмана до основных приёмов техники «торевтика», в которой работаю. Это чеканка по металлу с ювелирной точностью, проработкой всех деталей. Они видели: трудно, грязно, тяжело. И уходили.

С веками технология мало изменилась, считает художник, как была работа с металлом адским трудом, так и осталась.

- В 1960-е чеканка в СССР стала популярной, в магазинах появилось много ширпотреба - отношение к ремеслу стало потребительским, - до сих пор огорчается Виктор Андреевич. - Но чтобы создать хорошую работу, нужно трудиться не жалея себя - это станет заметно.

Металл, который мастер заставляет гнуться, темнеть, светлеть, блестеть, получать другой цвет или оттенок, тоже оставляет на художнике свой след. Когда латунь покрывают азотной кислотой, идёт ядовито-зелёный дым, сквозь респиратор попадая в лёгкие. Руки и лицо мастера покрыты пигментными пятнами (эта болезнь называется «витилиго» - нарушенная пигментация): химикаты «съедают» кожу, лишая её защиты от солнца.

Фото: из архива В. Морозова  

 «Великих не хватает»

Зимой художник работает над эскизами, а вот лето и часть осени - горячая пора чеканки. В затоне Памяти Парижской Коммуны, где на первые деньги с проданных работ художник купил дачу, круглое лето раздаётся звонкий стук. Соседи не ругаются: мастер работает.

- Часто мои герои, панно мне даже снятся, - делится Виктор Морозов. - Работая, чувствуешь связь с древними мастерами. Я иногда даже включаю органную музыку. А чаще всего стучу под Beatles, Rolling Stones - хороший, качественный рок.

Панно нижегородца притягательны, их можно рассматривать часами. Чего только стоит чётко проработанный фон, украшенный узорами. Они состоят из миллиона мелких точек. Тут и золотая голова дракона, и свирепый оскал волка, и грозный зев льва, которыми часто украшали свои щиты воины древности. Правда, тогда орнамент был попроще, а сам щит - очень тяжёл, ведь делали его не из алюминия, а из железа и стали.

- Мои работы находятся в государственных и корпоративных художественных собраниях Нижнего Новгорода, Курска, в частных коллекциях руководителей регионов и глав крупных предприятий. Современные сюжеты для чеканки не походят. Запрос на подобную тематику в искусстве - мифы, героику, великих людей, великие сражения и победы - очень высок. Очевидно, именно этого в наше время и не хватает, - считает художник.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно