Примерное время чтения: 8 минут
375

«В этой профессии есть магия». Как рождаются династии лингвистов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 07/08/2024
Татьяна и Валерия Аристарховы надеются, что их многолетняя педагогическая династия обязательно продолжится.
Татьяна и Валерия Аристарховы надеются, что их многолетняя педагогическая династия обязательно продолжится. НГЛУ

У каждого свой путь к делу жизни. Но часто ориентиром для детей при выборе профессии становятся родители. Тем более, когда твои мама или папа занимаются делом сложным, благородным и интересным – учат людей постигать иностранные языки. В Год семьи три истории династий нижегородских лингвистов – в материале nn.aif.ru.

Педагог в третьем поколении

В сентябре 2024 года исполнится 35 лет с тех пор, как Татьяна Сухарева, ныне кандидат филологических наук, заведующая кафедрой английского языка Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова преподаёт в родном вузе. Наверное, по-другому и быть не могло. Татьяна Владимировна – педагог в третьем поколении.

Её мама работала учителем математики в школе и заслужила все возможные почётные звания педагога в СССР. Папа преподавал физкультуру и начальную военную подготовку в профессионально-техническом училище. Некоторые его ученики служили потом военными водителями в Афганистане. Татьяна Владимировна вспоминает, что ребята приходили в гости и говорили отцу: то, чему он их научил, помогло выжить в тяжелейших условиях. Уже взрослые благодарные мужчины при этом плакали…

На педагогическом поприще трудились и родители родителей. Бабушка Татьяны Сухаревой всю жизнь проработала воспитателем в детском доме. «В годы Великой Отечественной войны, когда в тыловые районы эвакуировали детей, каждое лето бабушка забирала домой на каникулы четверых воспитанников детдома – ребята были круглыми сиротами, – вспоминает Татьяна Владимировна. – Эти дети выросли, стали достойными людьми, приезжали к бабушке в гости и называли её мамой. Это оставило в моей душе сильный эмоциональный след».

Дед Татьяны Сухаревой преподавал в школе математику. Уйдя на фронт, как человек грамотный, был назначен командиром артиллерийского расчёта 45-миллиметрового орудия. Последнее письмо от него пришло из-под Сталинграда…

Выросшая в педагогической семье Татьяна Сухарева была внутренне готова к преподавательской деятельности. Талантливая девушка поступила тогда в Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков. Вспоминает, что, едва шагнув во двор вуза, поняла: здесь её место!

Пример Татьяна Владимировна брала со своих педагогов – людей очень профессиональных и при этом человечных. Они поддерживали, мотивировали студентов остаться в профессии. Глядя на преподавателей, девушке ещё больше хотелось принадлежать к инязовскому братству.

Прошли годы. «Мне всегда нравилось работать со студентами. У меня замечательные коллеги. Среди них, кстати, много моих бывших студентов, – рассказывает Татьяна Сухарева. – И сейчас ребята у нас учатся талантливые, мотивированные. Ты находишься среди единомышленников. Думаю, моя дочь это понимала, делая свой выбор».

Дочь Татьяны Сухаревой Валерия Аристархова, лаборант-исследователь научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактики, говорит, что никто из семьи не настаивал, чтобы она продолжила педагогическую династию. «В маме меня поражает умение слышать и слушать, способность всегда говорить кратко и по делу, – рассуждает Валерия Аристархова. – Мне как педагогу хотелось бы перенять эти профессиональные качества».  Девушка поступила в иняз на направление подготовки «Лингвистика», но магистратуру заканчивала уже с педагогическим уклоном. Сейчас Валерия в декретном отпуске. Но продолжает писать научные статьи, в планах – защита диссертации, а в мечтах – стать высококвалифицированным преподавателем университета, как мама.

Валерия говорит, что обязательно поддержит свою дочку Викторию, если та решит продолжить педагогическую династию. Помочь внучке в этом стремлении готова и бабушка. «Нашим выпускникам я советую: не бойтесь преподавать, – резюмирует Татьяна Сухарева. – В этой профессии есть магия. Ты помогаешь человеку становиться лучше, умнее, профессиональнее».

«Иняз – это уже семья»

Отец доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой романо-германской филологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Валерия Бухарова преподавал русский язык и литературу в небольшой школе маленького городка в Курганской области. Он и стал родоначальником педагогической династии Бухаровых.

В 1960-х годах его сын Валерий Михайлович поступил в Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков. «Я решил посвятить себя педагогической деятельности, потому что она доставляет мне удовольствие. Мне кажется, что преподавать у меня получается, – говорит Валерий Бухаров. – Более того, работа заряжает меня энергией – притом, что она сложная. Ты много общаешься с людьми. Надо держать себя в форме. Но, наверное, сегодня я могу сказать: иняз – это уже моя семья. Это круг людей, с которыми у меня хорошие отношения, общность взглядов и интересов». 

Валерий и Анастасия Бухаровы уверены: в профессии успешны те, кто всем сердцем любит своё дело.
Валерий и Анастасия Бухаровы уверены: в профессии успешны те, кто всем сердцем любит своё дело. Фото: НГЛУ

Дочь Валерия Михайловича Анастасия Бухарова переняла от отца любовь и способность к иностранным языкам. Особенно легко ей давался немецкий. Анастасия ребёнком часто приходила на работу к отцу, поэтому впоследствии выбор вуза был очевиден. Сегодня Анастасия – ассистент кафедры иностранных языков Института русского языка лингвистического университета.

«Мама – тоже преподаватель вуза. Они с папой и дома часто говорят о работе, – рассказывает Анастасия. – В родителях меня всегда поражали ответственность, любовь к работе с молодёжью. Возможно, это и повлияло на мой профессиональный выбор».

Валерий и Анастасия Бухаровы уверены: чтобы состояться в любой профессии, надо смотреть в будущее широко открытыми глазами, а главное – понимать, любишь ли ты дело, которым планируешь заниматься.

«Очень хорошо, что сегодня, и в нашем вузе в том числе, у студентов всё больше возможностей практиковаться, применять полученные знания на деле, – рассуждает Валерий Бухаров. – В теории сложно понять, сможешь ли ты учить других людей. У меня были два ученика, уверенные, что никогда не будут преподавать. Но эти ребята отслужили в армии и создали успешную нижегородскую школу иностранных языков. Вот такой поворот судьбы! Интерес к работе и успех всегда шагают рядом. Пробуйте себя!»

Театр у доски

Доцент кафедры английской филологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Анна Трусова уже 28 лет продолжает университетскую династию педагогов. В инязе в своё время преподавала её родная тётя, и жизнь Анны Трусовой лет с пяти была связана с инязом. Даже уроки девочка иногда делала в преподавательской…

У Анны и Полины Трусовых к педагогической деятельности творческий подход.
У Анны и Полины Трусовых к педагогической деятельности творческий подход. Фото: НГЛУ

Анне Трусовой легко давались и гуманитарные, и точные науки. Школу она окончила с серебряной медалью. Родители прочили дочери радиофизический факультет университета, но Анна поступила по медали через репетиционный экзамен в лингвистический университет.

«По натуре я всё же человек творческий, – говорит она. – В школе часто играла в театральных постановках. И, на мой взгляд, в преподавательской работе как раз много творчества. Я ощущаю себя и режиссёром, и актёром, пусть даже речь идёт об одном практическом занятии. Обучение языкам – это не только грамматика и лексика. Это уникальный образовательный комплекс, где преподаватель выступает в разных ипостасях, меняет маски». 

Дочь Анны Юрьевны Полина Трусова – тоже выпускница нижегородского иняза. Вуз, как и мама, она окончила с красным дипломом. Сегодня Полина – ассистент кафедры английской филологии. Мама признаётся: такому выбору дочери была рада, хотя Полина училась в школе с медицинским уклоном. «На мой взгляд, у дочери к преподавательской деятельности тоже творческий подход», – уверена Анна Трусова.

«Сначала у меня возник интерес к языкам, но во время учёбы поняла, что смогу и преподавать. Всегда нравилось общаться с людьми, передавать им свои знания, – вспоминает Полина Трусова. – Мама на первых порах что-то советовала, помогала, особенно что касалось методической литературы. Возможность обменяться опытом – на самом деле большой плюс педагогической династии. Вы друг друга понимаете, вы на одной волне».

«Университетские династии – образец преданности профессии, открывающей людям путь к знаниям, – уверена ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова Жанна Никонова. – Пусть педагогические династии послужат для каждого из нас примером постоянства и искренней самоотдачи истинным ценностям образования».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно