Примерное время чтения: 9 минут
237

Красота стекла. В Нижнем изготавливают бусы с помощью газовой горелки

Эльфия Гарипова / АиФ

Говорят, не боги горшки обжигают Наверное, стекло плавят тоже не они, а люди. Так подумала Наталья Дегтярук, в прошлом педагог-психолог, а ныне руководитель первой в Нижнем лэмпворк-студии. Наталью всегда завораживали изделия ручной работы, а особенно украшения из стекла с оригинальным узором и вкраплениями. Четыре года назад Дегтярук побывала на заводе в Гусь-Хрустальном и увидела, как изготавливают стеклянные цветы. Захотелось научиться создавать хрупкую красоту своими руками. И Дегтярук познакомилась с таким видом декоративно-прикладного искусства как лэмпворк.

Бусины, изгтовленный в студии лэмпворка Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Лэмпворк – это искусство плавления и художественной обработки стекла в пламени горелки (англ. lamp – лампа, work – работа). Самые первые изделия из стекла были найдены в Месопотамии, и они датируются археологами 2340-2180 годами до нашей эры.

Египтяне знали толк в изготовлении бусин. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Знамениты своими изделиями были и египтяне. «Конечно тогда ни о каких горелках речи не шло, - рассказывает Наталья Дегтярук, - стекло плавили на огне в печи с помощью горшка и палки, на которую накручивали бусины. Позже появились масляные лампы с ручным поддувом, а затем с ножным, чтобы с работой мог справляться один мастер».

Стеклянная красота ценилась издревле. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Стеклянные бусы часто стоили дороже драгоценных камней, поэтому такие украшения могли себе позволить только знатные египтянки. Известно, что даже в золотых ожерельях фараонов использовались стеклянные бусины. В XV веке центром изготовления подобных украшений стала Венеция, в которой расцвело искусство изготовления знаменитого муранского стекла, которое назвали так, поскольку оно производилось на острове Мурано. «Технология изготовления стекла хранилась в таком строгом секрете, - улыбается Наталья, - что запрещалось вывозить с острова даже стеклянные осколки». И все-таки со временем стекло стали изготавливать и в Германии, и в Чехии. А в России стеклянным производством занимался сам Ломоносов. Но с его смертью завод был закрыт, технологии преданы забвению.

Материалы для лэмпворка Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Вспомнили в России о древнем ремесле только десять лет назад. Первые мастера из Москвы и Питера прошли обучение у своих европейских коллег, за знаниями к ним потянулись художники из регионов. Среди них была и Наталья Дегтярук, которая прошла обучение у известного мастера Веры Викторовой. Дома Наталья купила оборудование – кислородно-пропановую горелку и маленькую вытяжку. Целый год первые работы со стеклом проводила дома на лоджии. «Долгое время многое уходило в мусор, - рассказывает Наталья, - и свои работы я мало кому показывала, кроме близких. Постепенно стало получаться, и я начала выходить со своими работами на выставки рукоделия и других видов прикладного искусства».

Наталья Дегтярук за работой. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Со временем в небольшой уютной студии Наталья организовала мастерскую по изготовлению стильных авторских украшений, в основе которых - бусины ручной работы. Сейчас она работает там вместе со своей коллегой Оксаной Щипакиной, которая обучалась искусству лэмпворка у Дегтярук. Оксана по образованию тоже психолог и преподавала в высшей школе. Сейчас все свое время она, как и Наталья полностью отдает все свое время лэмпворку. «Когда понимаешь, что с помощью стихии огня можешь творить со стеклом чудеса, это завораживает- улыбается Оксана. - Творчество захватывает: ведь это так интересно, когда ты можешь своими руками создать нечто, чего до тебя не было».

Без горелки в работе не обойтись Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Женщины работают с помощью кислородно-пропановой горелки. Чтобы ослабить воздействие свечения на глаза во время работы нужно обязательно надевать защитные очки. Материал наматывается на специальный стержень- мандрель и разогревается на огне. Стекло становится мягким, и мастер придает ему любую форму. Во время плавления и формирования бусины останавливать процесс нельзя.

Бусину делают сразу, за один раз. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Бусина делается в один присест, - рассказывает Наталья. – Ее нельзя отложить в сторону, пойти пообедать и снова приняться за работу. Если начать разогревать бусину заново, она просто разлетится на осколки».

Готово небольшое ожерелье. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Готовые бусины для прочности обжигают в муфельной печи. Затем сверлят в них отверстия и формируют из них украшения. Часто при сборке изделий используют кристаллы Swarovski, бисер, металлическую и серебряную фурнитуру, натуральные камни.

Блондинкам и брюнеткам подходят разные украшения. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Украшения часто создаем по индивидуальным заказам, - рассказывает Оксана, - причем, важно знать особенности заказчицы, блондинка она или брюнетка, какой у нее овал лица».

В зависимости от сложности украшения на изделие уходит от одного до нескольких дней. Простых кулонов можно сделать пять штук в день, а на изготовление и сборку сложного комплекта украшений из мелких бусин может уйти неделя. Стоимость изделий также варьируется в зависимости от их сложности от 350 до 3000 рублей. В среднем лэмпворк-студия делает от 10 до 15 украшений в месяц.



Вокруг студии постепенно складывается круг людей, заинтересованных этим видом прикладного искусства. Лэмпворк-студия Дегтярук – пока единственная в городе, но уже активно участвует в работе всевозможных творческих ярмарок, чтобы пропагандировать этот вид прикладного искусства. «Пока мы единственные в городе, - говорит Наталья, - но уверены, что это красивое ремесло узнают и полюбят многие нижегородцы».

Украшения из натуральных камней ручной работы

Реклама

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно