Примерное время чтения: 8 минут
106

Виктор Лунин: «Народ не ошибается» (10.12.2010)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 07/12/2010

О том, что уже сделано и что сделать ещё только предстоит, наш разговор с председателем Законодательного собрания Виктором Луниным.

Законы для жизни

- Виктор Николаевич, начался пятый, заключительный год работы депутатов действующего, четвёртого созыва. В чём главное отличие работы в нынешних условиях?

- Знаете, у каждого периода в жизни страны, общества свои особенности и свои приоритеты. Бессмысленно сравнивать начало девяностых и конец нулевых, пытаться понять, когда было сложнее. Одно могу сказать абсолютно точно - просто не было никогда. Главная составляющая работы регионального парламента - создание правовой базы, её совершенствование и изменение в соответствии с реалиями времени.

Только один, далеко не самый главный, но показательный пример. Закон о бюджете области на 1994 год уместился на 17 страницах, бюджет-2010 это уже порядка 700 страниц серьёзнейших экономических обоснований и расчётов. По ряду показателей, к примеру поддержке инвестиционной деятельности, наше законодательство признано одним из лучших в стране. Перенимать наш опыт и наработки приезжают коллеги из других регионов. Это тоже можно считать оценкой нашей работы.

- В Нижегородской области действует около двухсот основных законов. Какие из них вы могли бы отметить как наиболее важные?

- Нет неважных или второстепенных законов, иначе они не были бы законами. Что важнее - устав области или бюджет области? Как сравнивать? За 16 лет было урегулировано абсолютное большинство правовых вопросов и проблем, но жизнь не стоит на месте. К примеру, запрет продажи крепкого алкоголя в вечернее и ночное время. К нам поступало много обращений от жителей, люди жаловались на то, что вокруг точек круглосуточной продажи всю ночь бродят нетрезвые граждане, шумят, хулиганят. Сегодня таких жалоб нет. Проблему решили. Торговля, к слову, тоже не пострадала. По статистике, ночью продавалось около одного процента алкоголя, но бед от этого одного процента было немало.

Другой пример - ограничение пребывания детей и подростков в общественных местах. Закон вступил в силу в апреле этого года. Хочу особо отметить - закон не карательный, напротив, он направлен на защиту интересов детей и подростков. Речь идёт о профилактике правонарушений как в отношении несовершеннолетних, так и тех, которые совершают сами подростки. Кроме того, некоторым родителям действительно будет нелишне напомнить, что именно они несут ответственность за жизнь, здоровье и поступки своих несовершеннолетних детей.

Экономика: пути развития

- На ваш взгляд, на чём сейчас нужно сконцентрировать основные усилия?

- В первую очередь это экономика. Региону нужны крупные инвестиции, реализация масштабных проектов. Нужно осваивать и внедрять современные технологии в производство, создавать качественную продукцию по конкурентоспособной цене. У нас нет полезных ископаемых: газа, нефти, алмазов, поэтому всё, на что мы можем рассчитывать, - умелые руки и светлые головы. Интеллектуальный ресурс Нижегородской области крайне высок, нет недостатка в научных разработках и идеях. Проблемы начинаются при их внедрении в производство. Причём это проблема всей страны - до реального производства добирается не более одного процента изобретений, на которые получены патенты и свидетельства. Задача модернизации экономики, поставленная президентом Дмитрием Медведевым, является ключевой. Речь идёт не только о промышленных гигантах, но и о развитии предпринимательства. Думаю, что доля малого и среднего бизнеса в структуре экономики может быть увеличена по крайней мере вдвое.

- Какие меры поддержки предпринимательства, на ваш взгляд, сейчас являются первоочередными?

- Здесь целый комплекс вопросов, и решать его нужно системно. Например, тарифы на электроэнергию, отопление. В Нижегородской области они ощутимо выше, чем в других регионах, в том числе соседних. Бизнес зачастую ещё только встаёт на ноги, а его уже обкладывают тарифами, сам механизм формирования которых вызывает немало вопросов. Сейчас в Законодательном собрании сформирована комиссия, которая серьёзно занимается этим вопросом. Пока удалось только приостановить темпы роста, но я считаю, что тарифы должны не только медленнее расти, но и снижаться.

- Что ещё можно сделать на законодательном уровне?

- Требуется пересмотр некоторых федеральных законов. В том числе регулирующих взаимоотношения бизнеса с контролирующими организациями. Внеплановые проверки могут проводиться только с разрешения прокуратуры, но контрольные органы часто просят «дать информацию» по разным вопросам. Формально это не проверка, а на практике - такое же отвлечение времени и сил.

Нужны изменения и в закон о приоритетном выкупе арендуемой собственности. Сейчас, если арендуемое помещение находится в федеральной собственности, предприниматель не имеет права его приоритетного выкупа. Думаю, что это положение нужно отменить.

Готовность к диалогу

- Новый федеральный закон даёт возможность вдвое увеличить численность областного Законодательного собрания. Насколько это оправданно и есть ли такие планы?

- Я не вижу такой необходимости. Дело не в количестве депутатов, а в качестве их работы. Любые действия должны быть осмысленными и оправданными. Если мы увеличиваем состав Законодательного собрания, то должны чётко понимать, зачем мы это делаем. Повторюсь, я такой необходимости не вижу.

- Существующая структура регионального парламента оптимальна или возможны изменения?

- Сейчас в областном парламенте девять профильных комитетов с чётко разделёнными функциями и полномочиями. Эта структура как минимум неплохая, она доказала свою эффективность, но изменения возможны. Например, есть предложение о создании комитета по поддержке и развитию предпринимательства, который займётся всем комплексом вопросов, связанных с малым и средним бизнесом. На мой взгляд, это правильная идея, и думаю, что она будет реализована.

- А сколько фракций, на ваш взгляд, должно быть в областном парламенте?

- Число фракций зависит от количества партий, преодолевших выборный барьер. В нашем регионе он составляет пять процентов, а не семь, как, например, при выборах в Государственную думу. По нашему регламенту для формирования фракции необходимо три представителя какой-либо партии. Сейчас такой статус в Законодательном собрании имеют только «Единая Россия» и КПРФ. На мой взгляд, чем больше фракций, тем лучше, но решают это избиратели своим голосованием на выборах.

- Готово ли Законодательное собрание к сотрудничеству с различными, в том числе оппозиционными, политическими партиями? Есть ли желание попытаться учесть всю палитру взглядов и мнений?

- Безусловно, такое желание есть. Мы готовы приглашать на заседания лидеров всех партий, чтобы услышать их мнение, выяснить их позицию. Возможно, будут проходить и специальные заседания, на которых мы будем обмениваться мнениями по самому широкому кругу вопросов.

Испытание будет суровым

- В марте 2011 года пройдут новые выборы в областной парламент. Насколько проще или, наоборот, сложнее, на ваш взгляд, они будут?

- Выборы - это всегда серьёзное испытание не только для партий и кандидатов, но и для органов власти. Думаю, что грядущие выборы не станут исключением, напротив, они будут весьма напряжёнными. Но я не вижу в этом большой проблемы или опасности. Партии и кандидаты будут защищать свои программы, а избиратели дадут им объективную оценку.

- Сохранятся ли одномандатные округа или по аналогии с Государственной думой мы перейдём на выборы исключительно по партийным спискам?

- На мой взгляд, этого делать не нужно. Сейчас половина депутатов выбирается по одномандатным округам и половина по партийным спискам. Думаю, что это оптимальная схема и менять её мы не будем.

- Можете сделать какие-то предварительные прогнозы по поводу грядущих выборов?

- Встречаясь с избирателями, общаясь с ними, я твёрдо убедился, что народ не ошибается. Люди прекрасно видят, что происходит на самом деле, даже если кто-то пытается назвать белое чёрным и наоборот. У меня нет сомнений, что нижегородцы сделают правильный выбор и проголосуют за наиболее достойных кандидатов. Оценивать нужно не обещания, а личные качества, дела и поступки человека.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно